Троост, Пауль Людвиг


Пауль Людвиг Троост (нем. Paul Ludwig Troost, 17 августа 1878, Эльберфельд — 21 января 1934, Мюнхен) — немецкий архитектор. Известен благодаря Дому искусств, а также Фюрербау на Кёнигсплац в Мюнхене.

Изучал архитектуру в Дармштадтском техническом университете, его учителем был профессор Карл Гофман. С 1900 года работал архитектором в Мюнхене. Сделав себе имя на роскошных виллах и их обстановке, в 1911 году был нанят «Объединенными художественно-ремесленными мастерскими». Для этого мюнхенского производителя мебели, в то время одной из ведущих мебельных компаний в Германии, разработал множество изысканных интерьеров, мебели и предметов ручной работы. В 1912 году также стал художественным сотрудником бременской судоходной компании Norddeutscher Lloyd, для пассажирских пароходов которой до 1930 года проектировал салоны первого и второго класса. Формально оформление интерьеров и дизайн мебели Трооста 1910–1920-х годов можно отнести к неоисторизму. Основываясь на аристократических формах жизни конца XVIII – начала XIX веков, они были адаптированы для консервативного, образованного и богатого высшего класса. Со своими зданиями и интерьерами Троост принадлежал к большой группе немецких архитекторов-традиционалистов, которые были довольно открыты для технических новшеств, но развили свои формальные решения на основе традиционных форм зданий и декора[3].

В 1925 году Троост женился на Герхардине «Герди» Андресен (1904–2003), с которой он познакомился во время работы на Deutsche Holzkunstwerkstätten, мебельной фабрике семьи Андресен в Бремене.

Осенью 1930 года издатели Эльза и Гуго Брукманы познакомили Трооста с Гитлером, который поручил ему перестройку «Коричневого дома», штаб-квартиры НСДАП в Мюнхене. В ходе последующего сотрудничества Троост и, прежде всего, его жена Герди стали горячими сторонниками Гитлера, а также сторонниками и проводниками его антимодернистской культурной политики. В свою очередь, Гитлер очень ценил Трооста и доверил ему проектирование и сооружение представительных зданий в Мюнхене: Дома германского искусства, «Фюрербау», Административного здания НСДАП и Храмов почёта на Кёнигсплац. Все эти здания были выдержаны в строгом, формально редуцированном неоклассицизме, который в 1930-е годы был международным репрезентативным стилем, но у Трооста отличался геометризированием горизонтальной и вертикальной проекции, а также регулярным повторением однородных структурных элементов[3].

Троост не дожил до реализации своих архитектурных планов, так как неожиданно скончался 21 января 1934 года после короткой, но тяжелой болезни. После его смерти Гитлер и нацистская пропаганда объявили его создателем «новой немецкой архитектуры», и его стиль стал образцом. Формально редуцированный неоклассицизм Трооста оказал значительное влияние на репрезентативную архитектуру национал-социализма[3].