Перемещённые культурные ценности


Перемещённые культурные ценности — культурные ценности, перемещенные из одного государства в другое, в условиях ведения войны[1]. В международном праве рассматриваются в двух случаях[1]:

С началом Второй мировой войны в гитлеровской Германии был создан ряд специальных организаций для выявления и изъятия культурных ценностей на захваченных территориях. Среди них Аппарат генерального посредника для учёта немецких культурных ценностей на присоединённых восточных территориях («Генеральное посредничество „Восток“»), находившийся в ведении Гиммлера, батальон особого назначения под командованием штурмбанфюрера СС барона фон Кюнсберга, состоявший из специалистов в области культуры и искусства, подчинявшийся министру иностранных дел И. фон Риббентропу, штаб рейхсляйтера Розенберга, и учреждённый им же «Центр по охвату и сбору культурных ценностей на оккупированных восточных территориях» и др.

Немецкие войска осуществляли на территории Советского Союза план по «устранению ущербной идентичности неарийцев» путём последовательного уничтожения предметов искусства и грабежа музеев, хранилищ и частных владений[2]. С 1943 года такая задача была официально поставлена перед СС, гестапо, Министерством Финансов, Культурной Палатой Рейха и некоторыми менее значимыми институтами власти[2]. Помимо разграбления имущества оккупанты уничтожили многочисленные памятники культуры и истории, архитектурные шедевры с многовековой историей.

В ноябре 1942 года в Москве была учреждена специальная комиссия, в задачу которой входила «регистрация и расследование нанесений вреда и уничтожения собственности граждан, колхозов, публичных институтов, государственных предприятий и органов фашистской Германией и её союзниками».

Однако советское и российское государства почти ничего не смогли предпринять для розыска своих собственных культурных ценностей, перемещённых на Запад в результате агрессии Германии против СССР. Считалось, что выяснить местонахождение их крайне сложно, а добиться возвращения практически невозможно, так как большинство похищенных произведений искусства находится в частных коллекциях.


Минкультуры РФ составило «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны» из 18 томов в 50 книгах, посвященный причиненному войной ущербу музеям, библиотекам, архивам Москвы и Санкт-Петербурга (включая пригородные дворцы-музеи), Московской, Ленинградской, Воронежской, Курской, Псковской, Ростовской, Смоленской, Новгородской областям, и Северному Кавказу, который включает 1.177.291 единицу хранения.[3]