Турбо-фолк


Турбо-фолк (серб. Турбо-фолк, англ. Turbo-folk) — музыкальный жанр, сочетание электронной и народной музыки, зародившийся в начале 1980-х в Югославии и популярный в настоящее время на Балканах. Пионерами турбофолка были исполнители Миле Китич, Бобан Здравкович, Лепа Брена и Драгана Миркович. Расцвета турбофолк достиг в 1990-е годы в Сербии. Впервые подобный термин был употреблён в песне черногорским певцом Рембо Амадеусом, который иронически называл эту музыку «какофонией»[1], описывая собственные произведения. Также ему была посвящена отдельная песня, в которой Рембо сравнил турбофолк с национализмом, алкоголем, преступностью и поп-культурой.

Турбо-фолк — это сжигание народа.
Любое ускорение этого сгорания — турбо-фолк,
Высвобождение первобытных инстинктов Homo sapiens.
Музыка — любимец всех муз,
Гармония всего искусства.
Турбофолк — не музыка.
Турбофолк — любимец масс,
Какофония на любой вкус и цвет.
Я дал ему имя.

Turbo folk je gorenje naroda.
Svako pospješivanje tog sagorijevanja je turbo folk.
Razbuktavanje najnižih strasti kod homosapiensa.
Muzika je miljenica svih muza
harmonija svih umjetnosti
turbo folk nije muzika
turbo folk je miljenica masa
kakofonija svih ukusa i mirisa
ja sam mu dao ime

Турбо-фолк является производным жанром от фолка, подверженным влиянию западной популярной музыки. Изначально это была смесь сербской народной музыки с диско, а позднее туда добавились элементы арабских, турецких, греческих и цыганских песен. Дальнейшим развитием жанра в Греции стал жанр лаика, а в Болгарии — чалга. Существует версия, что турбо-фолк возник как реакция на тогдашнюю югославскую рок- и поп-музыку, бывшую глобализированной и вестернизированной, и таким образом, пытался обратить музыкальную сцену к сербскому фольклору[2].