Фолк-музыка


Фолк-музыка (от англ. folk music «народная музыка») — жанр популярной музыки, который развился на основе народной музыки[1][2] в середине XX века в результате феномена фолк-ривайвлов (возрождение интереса к народной музыке), когда народная музыка начала распространяться среди массовой аудитории[3]. В этой связи его иногда называют «музыкой фолк-ривайвла»[4]. Наиболее активно развитие жанра происходило в США и Великобритании. Фолк-музыка также включает в себя различные поджанры, в том числе фолк-рок и электрик-фолк[3]. Основным отличием фолк-музыки от народной музыки является отход от традиционного аутентичного звучания и тенденция к объединению культурных традиций разных народов[5].

В английском языке для отделения данного жанра от «настоящей» народной музыки, которую называют traditional folk music («традиционная народная музыка»), может применяться термин contemporary folk music («современная народная музыка» или «современная фолк-музыка»)[6]. Несмотря на отличия «традиционной» и «современной» разновидностей, они также часто обозначаются единым термином folk music, исполняются одними артистами и в рамках общих для обоих направлений тематических музыкальных фестивалей[3].

Традиционно народная музыка исполнялась и была частью культуры различных сообществ (региональных, этнических, расовых) и не являлась продуктом специально сочинённым и спродюсированным для массового потребления. Однако в середине XX века в результате фолк-ривайвлов, она стала проникать в массовую культуру. В результате начали появляться сочетания народной и популярной музыки. Благодаря развитию радио и звукозаписи как сами музыканты, так и слушатели в Нью-Йорке могли познакомиться с региональной музыкой штатов Мексиканского залива, а жители Сиэтла — со скрипичными мелодиями и танцами региона Аппалачи[4].

Одним из первых артистов, способствовавших распространению народной музыки среди массовой аудитории, был американский исполнитель Вуди Гатри, который пел народные песни в 1930-е и 1940-е годы. При этом часть песен также были написаны им самим. Среди друзей и последователей Гатри, известность получил собиратель фолклора, исполнитель и композитор Пит Сигер. Этот период подъёма интереса к американской народной музыке иногда называют первой волной американского фолк-ривайвла.

Народная музыка стала активно смешиваться с мейнстримовой поп-музыкой, когда зрелого возраста достигли представители поколения бэби-бумеров — люди, рождённые после Второй мировой войны — многие из которых выросли, слушая сборники музыкального фольклора вроде Антологии американской фолк-музыки[en][4]. Этот подъём интереса к народной музыке в США в конце 1950-х — начале 1960-х годов иногда называется второй волной американского фолк-ривайвла. Порожденная фолк-ривайвлом музыка, по своей природе была популярной музыкой, но с осмысленными текстами песен на социальную тематику[4].