Тушинцы (опера)


«Тушинцы» — опера в четырёх действиях, пяти картинах по драматической хронике А. Островского «Тушино». Либретто и музыка П. И. Бларамберга[3][1]. Премьера постановки состоялась 24 января 1895 года[4]. Опера «Тушинцы» признаётся самой известной из произведений Бларамберга, она ставилась в Москве и в провинции[5] и в целом считается успешной постановкой[6].

24 января 1895 года в Большом театре состоялась первая постановка оперы «Тушинцы»[3]. Опера демонстрировалась 14 раз, последнее представление состоялось 31 октября 1897 года[7]. Балетмейстеры Ф. Манохин, И. Мендес, художники К. Вальц, И. Савицкий, дирижер И. Альтани. Режиссёр А. Барцал[7].

Музыка оперы частично основывается на мотивах народных песен, а частично на народных песнях, взятых полностью. Четыре песни для хора «И что ты, молодец, пригорюнился», «И от Москвы зоря занималась», «На море утушка купалась», «Кудри русые как за стол пошли» по своему исполнению очень близки к хоровому пению. Критики отмечают, что в песне «На море утушка купалась» слова взяты будто бы из одной песни, а напев из другой, и он мало соответствует словам. Песня «И от Москвы зоря занималась» поётся без всякого сопровождения, остальные с общепринятым сопровождением. Мотивы этих песен не связаны с целой оперой и могут быть заменены песнями другого характера. По мнению отдельных авторов, опера иногда производит впечатление сборника отдельных музыкальных номеров разного содержания, которые были написаны в русском духе. А если темы оперы входят глубже в состав самой оперы, опера становится более цельным музыкальным произведением[8].

Развитых речитативов в опере нет. Ария Людмилы представляет собой одну песню в быстром движении, затем идёт небольшой мелодичный речитатив и другая песня, в медленном движении, затем идёт повторение первой песни. Ария Максима в третьем действии содержит Moderato, Menno Mosso, Andante sostenupo, appassionato. Квартет с хором в третьем действии начинается solo[9]. Одним из лучших в этой опере называют татарский танец. В сцене, где Максим врывается в хоромы Сеитова, и видит там своего отца, музыка представлена речитативным диалогом[10].

Отмечают наличие новых декораций, новых костюмов, хорошо разученного хора и балета[11]. В литературном журнале «Русская мысль» отмечали, что актриса Дейша-Сионицкая в роли Людмилы больше напоминала не своевольную девицу того времени, а капризную женщину. Г. Донской изображает Николая как глупого парня, а не как наивного влюблённого. Г. Власов в роли Максима не может нормально исполнять партию, потому что она написана для баритона, а у Власова Basso cantante с хорошими верхними нотами. Опера имела успех, зал театра был заполнен зрителями и автора вызывали к зрителям несколько раз[11].

В журнале «Музыкальный современник» сказано, что опера долго пользовалась огромным успехом, и что если бы не конфликт между театральной дирекцией и Бларамбергом, то опера бы ставилась и по сей день. Причиной конфликта стали каверзы со стороны театра[12].