Тышкевич, Константин Пиевич


Константи́н Пи́евич Тышке́вич (5 [17] февраля 1806, Логойск — 1 [13] июля 1868, Минск) — археолог, историк, этнограф, фольклорист из рода Тышкевичей.

Происходил из логойской ветви шляхетского рода Тышкевичей. Его родителями были граф Пий Тышкевич и Августа Плятер. Имел брата Евстафия. Учился в Полоцком иезуитском и Забельском доминиканском коллегиумах, после в Виленском университете, окончив юридической факультет которого в 1828 году, переехал в Варшаву. Здесь он до 1836 года работал в Министерстве финансов Царства Польского. Участвовал в восстании 1830—1831 годов[2].

В 1836 году возвратился в Логойск, где основал холщовую мануфактуру (бел.), сахарные заводы, а также сберегательный банк для мещан и крестьян. В 1862 году принимал участие в работе минского губернского комитета по крестьянскому вопросу[2].

Краеведческая деятельность Константина Тышкевича началась в 1833-1834 гг. — по примеру младшего брата Евстафия с раскопок курганов (главным образом, в Логойском графстве). Итоги раскопок К. Тышкевич подвёл в основательной монографии «Про курганы в Литве и Западной Руси». Работа сначала печаталась в журнале «Виленский вестник», а в 1865 году вышла в Вильно отдельной книгой (один экземпляр её хранится в Фундаментальной библиотеке имени Якуба Коласа Академии наук Беларуси). В книге автор классифицировал насыпи на пять групп (курганы с захоронениями погибших в боях воинов, с захоронениями представителей местных племён и т. д.); уделил внимание методике раскопок (которую впоследствии постоянно стремился совершенствовать); первым сформулировал конкретную задачу раскопок (напластования должны быть "с точностью сложены"); ведя детальные дневники раскопок белорусских курганов, сделал много верных наблюдений о погребальном обряде. Первым в белорусской археологии обратив внимание на гончарные клейма курганных горшков и сопоставив эти знаки со знаками на товарных пломбах из Дрогичина, К. Тышкевич посчитал, что они имеют чисто символическое значение или религиозное значение. Подобные заблуждения характерны для начальных этапов археологии (современная точка зрения — знаки представляют собой фабричные клейма). Мало ещё зная о курганах, Константин предлагал избирать для раскопок те курганные группы, о которых в народе «сохранились предания, доказывающие их древность».