Т-500 (самолёт)


Т-500 (МВ-500) — российский легкомоторный самолёт сельскохозяйственного назначения.[2]. Предназначался для проведения авиационно-химических работ, а также мониторинга окружающей среды, обследования крупных промышленных объектов, осуществления воздействия на погоду, обработки лесов от вредителей и ликвидации разливов нефти.

Воздушное судно МВ-500 было создано и поднято в воздух в начале 2000-х годов казанским ООО «Фирма „МВЕН“».[3] Компания с 1990 года специализировалась на разработке и изготовлении парашютных систем для спасения легких летательных аппаратов в аварийных ситуациях. С 2000 года компания занялась легкими самолетами для сельского хозяйства.[4] При поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере МВЕН вел штучное производство самолетов.

В середине 2010-х к проекту в рамках увеличения доли гражданской продукции подключилось подразделение Ростеха ГНЦ ОНПП «Технология».[3] Впервые совместная модернизированная машина, получившая индекс Т-500, была представлена на выставке МАКС-2017. 6 сентября 2018 года был получен сертификат типа. В 2018 году Ростех сделал первый серийный заказ на 10 машин, которые были построены на мощностях МВЕН. Предполагается что авиакомпания «РусАвиа» начнет эксплуатацию этих машин в 2019 году.

Тем не менее мощности МВЕН оказались малы для планов Ростеха довести производство до сотни машин в год.[5] Первоначально МВЕН предполагал расширение своих мощностей в селе Державино Лаишевского района.[3] Однако Ростех решил построить свой завод и аэродром для сборки самолетов малой авиации на территории особой экономической зоны Иннополис. Весной 2019 года был дан старт строительству, предполагалось начать производство самолетов на этом объекте в 2022 году. Часть ответственных композитных деталей планера предполагалось изготавливать на заводе ОНПП «Технология» в Обнинске.

Итогом судебных претензий к ООО «МВЕН» от АО «Обнинское научно-производственное предприятие „Технология“ им. Ромашина», входящего в «Ростех», стало закрытие производства самолетов, а также самой компании МВЕН.[1]

Самолёт представляет собой цельнокомпозитный одноместный низкоплан, с неубирающимся шасси, позволяющим эксплуатацию вне аэродромов. Благодаря использованию метода горячего формования самолёт пригоден для использования в районах со сложными климатическими условиями. Самолёт снабжён быстродействующей парашютной системой спасения лётчика и самолёта. Форсуночная система рассчитана на технологию сверхмалообъёмного распыления, есть возможность распыления на сверхмалой высоте, что позволяет, благодаря турбулентному потоку, покрывать распыляемой смесью и нижнюю часть листьев растений.