Федеральная служба исполнения наказаний


Федера́льная слу́жба исполне́ния наказа́ний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений[4]. ФСИН была создана по указу президента от 9 марта 2004 года № 314[5]. На 2020 год в системе ФСИН работало более 225 тысяч сотрудников[1].

Структура ФСИН состоит из Центрального аппарата, территориальных органов в субъектах России, а также напрямую подчиняющихся территориальным органам учреждений[6]. Центральный аппарат возглавляет назначаемый президентом директор. С ноября 2021 года эту должность занимает Аркадий Гостев[7]. Аппарат состоит из 15 управлений. В его подчинении находятся несколько специальных учреждений, включая центральный узел связи, научно-исследовательские институты, медико-санитарные части[6]. Всего, по состоянию на 2023 год, в стране действовало 872 учреждения для содержания заключённых: 204 следственных изолятора, 642 исправительные колонии, 8 тюрем, 17 колоний для несовершеннолетних. Официальная вместимость учреждений ФСИН — 714 253 человека. На 2021 год заполненность учреждений составляла 67 %[8].

ФСИН остаётся одной из самых закрытых и непрозрачных государственных структур в стране. Работа ведомства практически не регулируется представителями гражданского общества, включая наблюдателей и правозащитников[9][10]. В учреждениях ФСИН фиксируют систематические нарушения прав человека (пытки, избиения, изнасилования, унижения человеческого достоинства) и коррупционные правонарушения. Отсутствие контроля ФСИН над постпенитенциарной реабилитацией не способствует заявленному «перевоспитанию» заключённых и приводит к росту повторных преступлений[11][12].

Становление тюремной системы в России началось с покорения Сибири. Начиная с 1560-х годов осуждённых на каторгу начали использовать как бесплатную рабочую силу для экономического и политического развития государства[13][14][15]. К 1645 году на ссылку в Сибирь отправили около 1500 заключённых[16], и вплоть до начала XIX века в среднем в Сибирь отправляли чуть больше двух тысяч человек в год[16].