Убийство Гонзаго


«Убийство Гонзаго» (англ. The Murder of Gonzago), или «Мышеловка» (The Mousetrap) — спектакль в спектакле, представленный приезжими актёрами в третьем акте трагедии Шекспира «Гамлет». Использовав этот спектакль для провокации, Гамлет убедился, что Клавдий действительно убил его отца.

Чтобы вывести Клавдия из равновесия и разоблачить его, Гамлет просит приезжую труппу актёров сыграть эту пьесу, а также «выучить монолог стихов в двенадцать — шестнадцать, который я напишу и включу в пьесу»[1] (Акт II, сцена II). Какие именно строки были дописаны Гамлетом и успели ли их показать на сцене — неизвестно.

По словам Гамлета, «Эта пьеса изображает убийство. которое произошло в Вене. Имя государя — Гонзаго, а жены его — Баптиста (…) Эта повесть сохранилась и написана на весьма изысканном итальянском языке»[1]. В одном первом кварто местом преступления названа не Вена, а Гвиана (guyana). По комментарию Морозова, это значит просто «где-то», название, взятое с потолка. Гвиана могла оказаться «на языке» Шекспира из-за недавно опубликованного отчета о путешествии сэра Уолтера Рэйли — The Discoverie of the Large, Riche, and Bewtiful Empire of Guiana, Performed in the year 1595 by Sir Walter Raleigh[3]. Существует предположение, что «Вена» — это искаженное Венеция, где действительно, по слухам, был отравлен главный прототип жертвы[3].

Сначала, по обычаю английского театра того времени, актёры пересказывают содержание пьесы «Убийство Гонзаго» в пантомиме:

Начинается пантомима. Входят король и королева, любовно обращаются друг с другом: королева обнимает короля, он — её. Она становится на колени и жестами выражает свои чувства. Он поднимает её с колен и склоняет голову ей на плечо, затем опускается на ложе из цветов. Она, видя, что он заснул, уходит. Тотчас же входит человек, снимает с него корону, целует её, вливает яд в уши короля и уходит. Возвращается королева. Она видит, что король мертв и жестами выражает отчаяние. Снова входит отравитель с двумя или тремя статистами и делает вид, что скорбит вместе с ней. Мертвое тело уносят. Отравитель добивается благосклонности королевы, поднося ей подарки. Сначала она как будто не соглашается, но, наконец, принимает его любовь. Актёры уходят[1].

(В некоторых постановках, например в фильме «Гамлет» Лоуренса Оливье, режиссёры ограничиваются одной достаточно выразительной сценой пантомимы и не включают дальнейшую пьесу с репликами).