Уверение Фомы


Уверение Фомы – событие, связанное с одним из явлений Иисуса Христа ученикам (шестое из десяти явлений от Воскресения до Вознесения Христа, согласно Новому Завету) [1] и описанное в Евангелии от Иоанна:

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Иисус Христос после воскресения уже являлся ученикам, среди которых не было апостола Фомы Ин. 20:19-24. Но узнав об этом из рассказа других учеников, Фома проявил неверие, сказав: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» Ин. 20:25.

Фома не был с учениками. Вероятно, он ещё не возвратился к ним из бывшего рассеяния… Когда прочие ученики сказали о Господе, Фома не верил не потому, что считал их лжецами, но потому, что дело воскресения считал невозможным. Почему и обвиняется в неумеренном любопытстве. Ибо, как скоро верить - легкомысленно, так сильно упорствовать - дико и грубо. Смотри, он не сказал: я не верю глазам, но присовокупил: "если не вложу руки моей"... Для чего Господь является ему не тотчас, но спустя восемь дней? Для того чтобы он, внимая наставлению соучеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался твёрже верующим на будущее время. [2]

Святитель Димитрий Ростовский объясняет божественный промысел отсутствия апостола во время предыдущего явления Христа, а также называет неверие Фомы добрым, скорей вопиющей потребностью в вере, нежели сопротивлению ей, затрагивает некоторые психологические аспекты поведения апостола: