Железнодорожный транспорт в Уганде


Железнодорожный транспорт в Угандежелезная дорога Уганды, первоначально состоящая из одной линии угандийской железной дороги (англ. Uganda Railway) в Британской Восточной Африке, связывающая внутренние районы Кении и Уганды с Индийским океаном.[1] Дорога однопутная, ширина колеи 1000 мм.

Угандийская железная дорога была построена во время «драки за Африку».[2] По утверждению журналиста и историка транспорта Кристиана Уолмара, «это был по-настоящему имперский проект, созданный Британией с целью не меньшей, чем укрепить свою колониальную мощь» (a truly imperial project, built by the British government with little purpose other than to cement its colonial power)[3].

Несмотря на название, первоначально железная дорога полностью пролегала по территории современной Кении. Строительство началось в Момбасе в 1896 году и завершилось в Кисуму, на восточном берегу озера Виктория в 1901 году.[4] Для строительства были наняты 32000 рабочих из Индии. Большинство из них вернулось на родину после окончания строительства, но около 6000 человек остались.

Во время строительства произошло несколько трагических случаев. В 1895 году масаи напали на караван из пятисот рабочих. Это событие стало известно как бойня в Кедонге. На рубеже веков строительство вызвало восстание племени нанди под предводительством Койталеля Арапа Самоеи. Оно было подавлено только в 1905 году.

В 1898 году из-за нападений двух львов-людоедов было прервано строительство моста через реку Цаво. Львы были застрелены руководителем строительства Джоном Генри Паттерсоном. О строительстве моста и об охоте на людоедов Паттерсон рассказал в книге «Людоеды из Цаво», которая стала основой для сюжета трёх кинофильмов.

26 февраля 1926 года железная дорога Уганды была переименована в железные дороги Кении и Уганды (KUR), а в 1927 году - в железную дорогу и гавани Кении и Уганды (KUR&H). В 1929—1948 годах железная дорога была частью Кенийской и Угандийской железнодорожной и судоходной компании.[5] 1 мая 1948 года железная дорога и гавани Кении и Уганды и железнодорожная и портовая службы Танганьики были объединены в Восточноафриканскую администрацию железных дорог и гаваней (EAR&H), а после обретения страной независимости в 1963 году в 1969 году она была переименована в Восточноафриканские железные дороги (EAR).