Узляу


Узля́у (башк. өзләү, тамаҡ-ҡурай, вост. башк. һоҙҙау, ҡайҙау) — горловое пение у башкир, национальный стиль, родственный горловому пению других тюркских и монгольских народов. Единственная традиция горлового пения среди тюрков, исповедующих ислам. Другие локальные названия узляу: хоздау, кайдау, тамак-курай.

Также существует мнение, что термином «узляу» в старину называли вид испольнения горлового пения на высоких тонах, с акцентом на звуки «О» и «З», а «hоздау» или «hозлау» — для обозначения так называемого «среднего» горлового пения, где, помимо высокого свиста «О» и «З», также звучит бурдонный «Һ».

Способом узляу исполняются различного рода самостоятельные произведения: напевы узун-кюй, маршевые и танцевальные мелодии, звукоподражательные мотивы. Также узляу используется как дополнение к песням, при исполнении эпосов, сказаний, кубаиров.

В прошлом узляу было широко распространено и имело обрядово-магическую функцию. Выдающиеся мастера узляу в Башкортостане: С. Юлмухаметов, М. Саламатов, Б. Сулейманова. Последняя была хранительницей древнего вида женского узляу, не имеющего аналогов в мире.

Узляу впервые был описан С. Г. Рыбаковым в XIX веке, изучен и нотирован Л. Н. Лебединским и Х. С. Ихтисамовым.

На современной башкирской сцене узляу используют известные кураисты и горловики Раис Низаметдинов, Ильгам Байбулдин, Ринат Рамазанов, Артур Гайсаров, Ишмурат Ильбаков и др.