Украинское барокко


Украинское, или Казацкое барокко[1][2][3][4][5][6] (в трудах некоторых современных украинских авторов выделяется как Мазепинское барокко[7]) — разновидность стиля барокко, первоначально распространённая на Надднепрянской Украине, а после вступления Войска Запорожского в русское подданство получившая распространение в землях Русского царства и Российской империи в архитектуре, живописи, музыке и литературе.

Наибольшее распространение стиль украинского барокко получил в XVIIXVIII веках. Возникновение украинского барокко связано с национально-освободительным подъёмом в среде запорожского казачества, что придало украинскому барокко черты национального стиля.

Для историко-регионального стиля украинского барокко характерно сочетание композиционных решений западноевропейского барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества, древнерусской архитектуры и украинской народной орнаментики. Как отмечают некоторые исследователи, на левом берегу Днепра, а также в Слободском крае, при проектировании храмов, традиции народного деревянного зодчества учитывались даже больше, чем прежние традиции православного зодчества[8].

Характерная черта архитектуры украинского барокко: яркий цветной фон стен, чаще синий или голубой, и сплошной ковер мелкого орнамента, состоящего из стилизованных завитков и натуралистически трактованных растений. Орнаментальный, поверхностно-маньеристичный принцип заметен и в использовании ордерных элементов: пилястры, колонки, фронтоны вместе с орнаментом вплетаются в общее кружево, как бы наложенное на плоскость стены. Несомненным является влияние украинского народного творчества, в частности, через орнаментацию печатных книг типографии Киево-Печерской лавры, основанной в 1616 году. Известно и критическое, даже слегка ироничное, отношение знатоков русской архитектуры к украинскому барокко. Так И. Э. Грабарь отмечал «кустарно-пряничный характер» украинской архитектуры[9]. Г. К. Лукомский именно в отношении украинского барокко сформулировал свой знаменитый афоризм, о том, что такое зодчество состоит «не в постройке украшения, а в украшении постройки», называя подобные здания «резными рамами» и «расписными пряниками»[10].