Уктус (аэропорт)


Аэропо́рт Укту́с — аэропорт местных воздушных линий, расположенный на военном аэродроме Арамиль (созданном в 1930-х годах) в черте города Екатеринбурга (бывший Свердловск), 20 км к юго-востоку от его южных окраин, в 5 км южнее аэропорта Кольцово, в 2 км северо-западнее города Арамиль, не обслуживает регулярных рейсов.

В декабре 2012 года аэропорт закрыт, аэродром Уктус исключён из Государственного реестра гражданских аэродромов РФ[1]. Используется в качестве вертолётной площадки. В 2016 году на территории аэропорта планировали создание второй очереди особой экономической зоны «Титановая долина», а также производства самолетов L-410[2]. 26 ноября 2021 года здание старого аэропорта на улице Белинского было полностью снесено для того, чтобы на освободившемся месте построить торгово-транспортный узел.

Аэродром был способен принимать самолёты Як-42, Ан-12, Ан-24, Ан-74, Як-40 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Классификационное число ВПП (PCN) 27/F/D/X/T[источник не указан 2283 дня].

Аэродром Арамиль является аэродромом совместного базирования: здесь расположен 695-й авиационный ремонтный завод Министерства Обороны России и отдельная эскадрилья авиации внутренних войск МВД России (вертолёты Ми-8)[источник не указан 2283 дня].

10 сентября 1923 года самолёт Junkers F 13 (заводской номер «590», бортовой номер самолёта «R-RDAM», персональное наименование «Kukuch» («Кукушка»)), перелетавший из Москвы в Новониколаевск (ныне Новосибирск) приземлился на посадочную площадку возле Уктусского тракта. Экипаж: пилот Георг Ютербок (нем. Georg Jüterbock), пилот Пётр Иванович Лозовский и бортмеханик Каленин; в качестве пассажира на борту самолёта находился член правления общества «Добролёт» А.З. Дзевялтовский. Утром 11 сентября самолёт улетел в Курган[3].

1 января 1932 года считается официальным днём рождения. Старый аэропорт Уктус располагался на одноимённом аэродроме в Чкаловском районе Свердловска.