Лозовский, Пётр Иванович


Пётр Ива́нович Лозо́вский (27 марта 1898 — 9 июля 1932) — лётчик-испытатель, первый гражданский пилот СССР.[1] Участник Первой мировой и Гражданской войн.

Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах[3][2]. В 1920 году — военлёт 35-го разведывательного отряда.

В 1923 году вместе с Яковом Николаевичем Моисеевым открыл первую в Советской России гражданскую авиатрассу «Добролёта» МоскваНижний Новгород.

В сентябре 1923 на самолёте Junkers F 13 (заводской номер «590», бортовой номер самолёта «R-RDAM», персональное наименование «Kukuch» («Кукушка»)), совершил перелёт «Добролёта» Москва — Нижний НовгородКазаньУктус (Екатеринбург)КурганПетропавловскНовониколаевск, где самолёт был передан СССР и переименован в «Сибревком». Экипаж: пилот Георг Ютербок (нем. Georg Jüterbock), пилот П. Лозовский и бортмеханик Каленин; в качестве пассажира на борту самолёта находился член правления общества «Добролёт» А.З. Дзевялтовский. На самолёте «Сибревком» осуществил ряд полётов по городам и сёлам Сибири, обслуживая проходившую в то время Всесибирскую неделю Воздухфлота[5].

7—13 мая 1924 года вместе с Николаем Николаевичем Васильченко совершил перелет на двух Р-1 по маршруту БакуЭнзелиТегеран. Самолеты были закуплены Персией в РСФСР[6].

Работал испытателем на заводе № 22 имени 10-летия Октября (Фили, ныне в составе Москвы). С 1930 года на общественных началах был инструктором в заводской летной школе, имевшей многих известных выпускников. 27 февраля 1932 года поднял в небо первый серийный бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) № 2201. Испытывал серийные АНТ-3 (Р-3), ТБ-1 (АНТ-4), И-4 (АНТ-5), ТБ-3 (АНТ-6)[7].