ТБ-1


Туполев ТБ-1[1] (АНТ-4) — советский бомбардировщик-торпедоносец. Первый в мире серийный двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик.[2] Немецкий самолёт Junkers G 24 (Юг-1) полетел и производился раньше, но был трёхмоторным и представлялся как пассажирский. ТБ-1, свободнонесущий моноплан с толстым многолонжеронным крылом, гофрированной обшивкой, был разработан за 9 месяцев и построен в 1925 году из кольчугалюминия. На вооружении ВВС РККА состоял до 1936 года. АНТ-4 положил начало семейству многомоторных самолётов, созданных под руководством А. Н. Туполева. Прямое развитие АНТ-4 — многоцелевой АНТ-7 (Р-6) имел ещё больший успех.

После снятия с вооружения ТБ-1 передали в Аэрофлот и Севморпуть, где под маркой Г-1 («грузовой-первый») использовали до списания последнего самолёта в 1947 году. Таким образом самолёты эксплуатировали в течение 20 лет после первого полёта.[3] Восстановленный экземпляр Г-1 с регистрационным номером СССР-Н317 стал экспонатом музея гражданской авиации в Ульяновске.

Особое техническое бюро по военным изобретениям (Остехбюро) в Ленинграде создавало авиационные мины и торпеды. Совнарком поручил Остехбюро проработать задание на самолёт, способный нести торпеду или две мины за несколько сотен километров. Рассматривали вариант реализовать проект в Англии, где имелся опыт постройки и использования таких самолётов. Но от него отказались из-за высокой стоимости в полмиллиона рублей валютой и срока в полтора года. Техническое задание регламентировало скорость не ниже 165 км/ч и нагрузку в 2000 кг.[4]

Остехбюро обратилось с предложением модифицировать под эту задачу строившийся по заказу ВВС бомбардировщик 2Б-Л1 авиазавода № 1 «Дукс» по проекту опытного конструктора Л. Д. Колпакова-Мирошниченко. Проект переделки 2Б-Л1 в торпедоносец был выполнен и оплачен, но не использован из-за возражений со стороны руководства ВВС и низкой оценки проекта. Вплоть до 1930 года проектировались тяжёлые соперники АНТ-4. Среди них ТБ-2 малоизвестного на тот момент конструктора Н. Н. Поликарпова.[5] Однако история этого удачного, обладающего прекрасными лётными показателями, но запоздавшего самолёта с такими же моторами, как у АНТ-4, завершилась арестом и приговором конструктора к расстрелу. Приговор заменили на работу в тюремной "шараге".

Тем временем, в октябре 1924 года самолётостроительный отдел ЦАГИ, которым руководил А. Н. Туполев, представил предварительный проект самолёта АНТ-4: двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой. Расчётная скорость 190 км/ч и радиус действия 750 км. Самолёт мог бы нести одну мину до 960 кг.