Аэрофлот (советская авиакомпания)


«Аэрофло́т» — общее наименование большей части гражданской авиации СССР с множеством государственных авиационных предприятий и учреждений, до 1964 года находящихся под управлением Главного управления гражданского воздушного флота, а затем в ведении Министерства гражданской авиации, существовавшее с 25 февраля 1932 по 27 июля 1992 года.

1 мая 1922 года, вскоре после окончания Гражданской войны и интервенции в европейской части России, советско-германская авиакомпания «Дерулюфт» открыла первую в Советской России международную авиалинию «Москва — Кёнигсберг». 29 июля 1922 года компанией «Авиакультура» был совершён первый пробный полёт по регулярной внутренней линии «Москва — Нижний Новгород».

9 февраля 1923 года Советом труда и обороны РСФСР были приняты постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота».

17 марта 1923 года было создано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролёт» для внутренних и международных авиаперевозок пассажиров, почты и других работ. 15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия «Добролёта» Москва — Нижний Новгород. Парк первых самолётов состоял из немецких «Юнкерс Ю-13». Удостоверение гражданского пилота №1 получил Пётр Лозовский. «Добролёт» являлся акционерным обществом. На средства, зарабатываемые от продажи акций, начиналось массовое производство пассажирских самолётов в Союзе ССР.

29 октября 1930 года общество «Добролёт» и Главная инспекция гражданского воздушного флота (учреждённая в феврале того же года) были упразднены, на их базе было создано новое объединение — Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете труда и обороны (ВОГВФ). 25 февраля 1932 года ВОГВФ при Совете труда и обороны преобразовано в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУГВФ) при Совете народных комиссаров СССР[2][3]. 25 марта того же года Главное управление гражданского воздушного флота получило сокращённое наименование «Аэрофлот»[4]. Первым начальником Главное управление гражданского воздушного флота был назначен А. З. Гольцман.

27 июля 1964 года на базе Главного управления гражданского воздушного флота было образовано Министерство гражданской авиации СССР. 15 сентября 1964 года все территориальные управления гражданского воздушного флота были переименованы в Управления гражданской авиации, отдельные авиационные группы Гражданского воздушного флота — в отдельные авиационные группы гражданской авиации. В 1966 году Министерство гражданской авиации реорганизовало девять отдельных авиационных групп гражданской авиации — Литовскую, Латвийскую, Эстонскую, Молдавскую, Армянскую, Таджикскую, Киргизскую, Сыктывкарскую, Магаданскую — в УГА.