Синапное


Сина́пное (до 1945 года Улу́-Сала́, до 1962 года Зелёное; укр. Синапне, крымскотат. Ulu Sala, Улу Сала) — село в Верхореченском сельском поселении Бахчисарайского района Республики Крым (согласно административно-территориальному делению Украины — Верхореченский сельский совет Автономной Республики Крым). В 132 дворах на площади 55,2 гектара, по данным сельсовета на 2009 год, числилось 297 жителей[7].

Историческое название села Улу-Сала, переводимое обычно как Большая Сала, причём слово «сала» необъяснимо ни на одном из известных языков. Исследователи склонны считать подобные топонимы оставшимися от аланского языка, бытовавшего в Крыму с IV до XI века, поскольку историками принято, что этот регион населяли потомки алан[8], смешавшихся с коренным населением. Видимо и возникновение села можно отнести к этому периоду. В доступных источниках Улу-Сала впервые упоминается в Джизйе дефтер Лива-и Кефе (налоговая перепись с неисламского населения османских владений в Крыму — Лива-и Кефе) 1634/1635 года (1044 год хиджры), согласно которой в селение, находящееся на землях хана, из османского Сурена переселилась одна семья (в ведомости — двор) христиан[9]. Также встречается в джизйе дефтер 1652 года, где в селении Улу Сала поимённо преречисленны шестеро османских налогоплательщиков-греков[10]. Существует версия, что до 1778 года селение было населено преимущественно греками, свидетельством чему являются значительное по площади и количеству погребений кладбище Урум-мезарлык (греческое кладбище), или Бастан-Тепе (оно располагалось за селением, левей дороги в Коуш, в урочище Чингине-малины — Цыганская слободка), с развалинами храма с полукруглой апсидой (размеры фундамента 9,6 на 3,25 м), впервые описанные Петром Кеппеном в 1837 году[11]. На кладбище было зафиксировано свыше 200 могил с различными надгробьями, на одном из которых читалась надпись «Упокоился раб божий Фёдор чтец. Лета 7065» (1577 год)[12]. Арсений Маркевич упоминал я «остатки трёх храмов с кладбищами при них»[13], имеется свидетельство А. Л. Бертье-Делагарда о развалинах церкви и надгробной плите «с остатками креста и букв»[14].