Улица Кривоносова


Улица Кривоносова — улица в Центральном микрорайоне Выборга, расположенная в историческом районе Папула. Проходит от виадука через железнодорожные пути станции Выборг до Папульского моста.

Первые здания в районе Папула появились в XVI веке. Это были усадебные постройки, а также кирпичный завод. В 1593 году упоминается общегородское пастбище под названием Папула. Здесь проходила Карельская («Корельская») дорога (позже — «дорога в Кексгольм и Нейшлот»).

В литературе приводятся различные версии происхождения названия района и горы, одна из которых связана с употреблением латинского языка католической церковью: до 1563 года здесь было имение католического монастыря доминиканцев, а по-латыни одно из значений слова «papula» — «возвышенность». Территория, по которой проходит улица, до 1860-х годов находилась за пределами города и относилась к Петербургскому форштадту — предместью Выборга с неупорядоченной деревянной застройкой. Одной из самых заметных построек того периода было здание Бёмской школы[фин.].

В 1861 году выборгским губернским землемером Б. О. Нюмальмом был разработан городской план, предусматривавший снос устаревших укреплений Рогатой крепости и формирование сети новых прямых улиц, разделивших территорию бывшего форштадта на участки правильной формы. В соответствии с планом в 1868 году территория Папулы была включена в черту города в качестве одного из 9 районов, и спрямлённая дорога стала главной магистралью района — Папульской улицей (швед. Papula gatan, фин. Papulankatu). В начале 1880-х годов началось строительство казарм для размещения 8-го Выборгского стрелкового батальона, которые в начале 1900-х были перестроены под нужды 7-го Финляндского стрелкового полка. После провозглашения независимости Финляндии здания занял полк Карельской гвардии[фин.][1]. Помимо военных, большую долю в населении Папулы составляли железнодорожники.

С 1912 по 1957 год по улице курсировал трамвай № 2, связывавший район с остальной частью города[2]. С послевоенного времени действует несколько автобусных маршрутов. Улица является одной из важнейших транспортных артерий города, частью магистрального движения автотранспорта, следующего через Выборг.

Активная застройка на Папульской улице началась в 1900-х годах. В 1905 году по проектам Артура Ландстрёма был возведён дом в романтическом стиле на возвышенности в середине улицы, в 1908 году был сдан дом фирмы Sampo с характерным шпилем. Этому зданию, как и всей застройке улицы, был нанесён большой урон в ходе советско-финских войн (1939—1944).