Улица Машиностроителей (Екатеринбург)


Улица Машинострои́телей (прежнее название — Машиностро́я) — магистральная улица в жилом районе (микрорайоне) Уралмаш Орджоникидзевского административного района Екатеринбурга[1][2].

Улица проходит с востока на запад, начинается от пересечения с проспектом Космонавтов и заканчивается у пересечения с Донбасской улицей[1][2]. Проходит через площадь 1-й Пятилетки. Пересечений с другими улицами нет. Справа на улицу выходят: улицы Кузнецова, Кировградская, Красных Борцов и Ильича, проспект Орджоникидзе, улицы Красных Партизан, 22-го Партсъезда, 40-летия Октября и Черниговский переулок.

Протяжённость улицы составляет около 3150 метров. Ширина проезжей части от проспекта Космонавтов до проспекта Орджоникидзе — около 14 м (по две полосы в каждую сторону движения), далее на протяжении большей части улицы — около 20 м (по три полосы в каждую сторону движения). На протяжении улицы имеется восемь светофоров и один нерегулируемый пешеходный переход (на площади 1-й пятилетки). С обеих сторон улица оборудована тротуарами (кроме некоторых участков).

Улицу Машиностроителей начали прокладывать после того, как была прорублена первая просека в лесу для улицы Кировградской. Первые «уралмашевцы» поселились именно в том районе, где она сейчас проходит. История улицы начинается с рабочего посёлка, возникшего около 1927 года и представлявшего собой «скопище наскоро сколоченных бараков вблизи стройплощадки завода». Южная граница посёлка проходила вдоль заводской территории, а северная его часть — вдоль нынешней улицы Машиностроителей. С востока посёлок начинался от нынешнего трамвайного кольца у дома № 29, а на западе, примерно в районе улицы 40-летия Октября, граничил с другим барачным массивом, «экскаваторным посёлком»[3]. Название «Рабочий посёлок» отражало его суть: жильё на стройке распределялось по классовому принципу: чернорабочие жили в бараках (деревянных сараях с окнами, без перегородок, только с занавесками, и двух- или трёхэтажными нарами), тогда как инженеры и квалифицированные рабочие заселялись в комнаты и квартиры в деревянных двухэтажных домах. Часть чернорабочих, которым не хватило места в бараках, селились в землянках[3].

В 1928 году была прорублена просека до Верхотурского тракта (от нынешнего трамвайного кольца на площади Первой пятилетки до проспекта Космонавтов), которая связала со Свердловском и первую улицу Уралмаша — Садовую (Кировградскую). Дорогу вдоль просеки, по словам ветерана и участника строительства завода В. Н. Анфимова, строили 11 месяцев, все работы производились вручную, даже щебень дробился по обочинам дороги вручную из булыжников (причём этим занимались женщины, которых называли «камнебойками»)[3].