Улица Низами (Баку)


Улица Низами — частично-пешеходная центральная улица в городе Баку, столице Азербайджана. Названа в честь поэта и мыслителя XII века Низами Гянджеви.

Улица пересекает центральную часть города с запада на восток. Она начинается от улицы Абдулла Шаига, в нагорной части города, и заканчивается у железнодорожного полотна на улице Сабита Оруджева, у памятника Шаху Исмаилу Хатаи в «Черном городе». Общая протяженность улицы составляет 3,538 км[1]. Улица образована объединением в 1962 году двух улиц: Низами (бывшая Торговая) и Физули (бывшая Губернская).

На сегодняшний день жители города продолжают именовать «Торговой» пешеходный отрезок улицы, закрытый для движения общественного транспорта, от площади Фонтанов до улицы Рашида Бейбутова.

В 1859 году в Шемахе произошло сильное землетрясение, в связи с чем Шемахинская губерния была переименована в Бакинскую губернию с центром в городе Баку[2][3]. Став губернским, город вступил на качественно новый уровень развития, возникла необходимость плановой застройки города, так как в городе стали формироваться государственные губернские учреждения[4].

Буквально в первые же годы после указа 1859 года стал увеличиваться приток населения в Баку. К северу от крепостных ворот стали строиться новые караван-сараи, каждый из которых занимал целый квартал, торговые ряды и лавки. Постепенно эта часть города становилась центральным торговым участком, и соответственно назревала необходимость её плановой застройки. Эта задача была возложена на первого городского архитектора Баку Карла Гиппиуса[5]. Всё это нашло отражение в первом губернском градостроительном плане развития Баку, разработанном в 1864 году и названном впоследствии «лоскутным», в котором и была спроектирована улица[6]. Первоначально называлась «Торговая улица», поскольку находилась на самой окраине города (в 1860-е годы) и упиралась в Торговую площадь[7], на которой происходила торговля местных и приезжающих в Баку окрестных жителей.

Своё начало улица Торговая брала от Мариинской улицы (позже ул. Корганова, ныне ул. Расула Рзы), где располагались респектабельные многоэтажные дома состоятельных граждан и доходила до так называемого «Чёрного города», района Баку, где были сосредоточены нефтепромысловые и промышленные объекты. Конец XIX века был ознаменован бурным ростом экономики города и вторым мощным притоком населения из других губерний Российской империи, что было связано с освоением нефтяных скважин Апшеронского полуострова. Стремительно развивалась морская инфраструктура, подвергся ревизии и был значительно расширен генеральный план реконструкции крепостного форштадта и морского порта от 1855 года, и город превратился в важнейший торговый порт юга России.