Улица 17 Июня


Улица 17 Июня (нем. Straße des 17. Juni) — улица в Берлине, часть Восточно-Западной оси и федеральных дорог B2 и В5, проходящих через столицу Германии. Улица названа в память о событиях 17 июня 1953 года в ГДР в результате выделения от Унтер-ден-Линдена.

На западе улица начинается от площади Эрнста Рейтера (нем. Ernst-Reuter-Platz) и пересекает студенческий городок Берлинского технического университета. Далее улица пересекает Ландвер-канал по Шарлоттенбургскому мосту с Шарлоттенбургскими воротами на границе административных районов Шарлоттенбург и Тиргартен. В центре Большого Тиргартена улицу 17 Июня прерывает площадь Большая Звезда. Далее улица заканчивается у площади 18 Марта (нем. Platz des 18. März) у Бранденбургских ворот на границе с районом Митте. Продолжение улицы 17 Июня от Бранденбургских ворот — бульвар Унтер-ден-Линден.

Улица была заложена в 1697 году по приказу короля Пруссии Фридриха I и связывала Городской дворец Берлина с возводимым им для супруги дворцом Лиценбург. После смерти его супруги Софии Шарлотты Ганноверской в 1705 году дворец Лиценбург был переименован в Шарлоттенбург, а улица — в Шарлоттенбургское шоссе.

Участок улицы в Большом Тиргартене был расширен до современных размеров лишь при Третьем рейхе в ходе реализации идеи Гитлера по превращению Берлина в Столицу мира Германию. Перед нацистскими планами реконструкции не устояла и самая старая трамвайная линия Берлина, которая с 1865 года вела от Купферграбена через Тиргартен в Шарлоттенбург. Представительная парадная улица Берлина получила в 1935 году официальное название Восточно-Западная ось. В 1938 году её украсила в центре колонна Победы, перенесённая на площадь Большая Звезда с Кёнигсплац (ныне площадь Республики).

Архитектурное решение улицы 17 Июня, которое в настоящее время находится под охраной как исторический памятник, принадлежит Альберту Шпееру (в том числе характерная форма уличных фонарей). От застройки, спроектированной во времена Третьего рейха, сохранился лишь Дом Эрнста Рейтера.

С 23 марта 1945 г.[2] улица использовалась как взлётно-посадочная полоса для сообщения Рейхсканцелярии с другими городами Германии[3] Вдоль улицы были расположены красные фонари, а выбоины немедленно ремонтировались[4]. Улица продолжала использоваться в этом качестве некоторое время после Второй мировой войны, поскольку деревья в Тиргартене были срублены. Контрольный пункт находился на колонне Победы.