Ульяновский механический завод


Акционерное общество «Ульяновский механический завод» (АО «УМЗ») — российское многопрофильное предприятие; производитель средств ПВО ближнего действия и средней дальности для Сухопутных войск, а также радиолокационных систем. Является дочерним обществом АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей», входит в оборонно-промышленный комплекс России. Завод расположен в городе Ульяновске. Наименование на английском языке — Joint-stock company «Ulyanovsk mechanical plant» (JSC «UMP»).

УМЗ освоил и запустил в серийное производство ряд высокоэффективных средств ПВО Сухопутных войск и  радиолокационных систем:

В настоящее время (2016 г.) основной продукцией военного назначения, продвигаемой на выставках вооружений и через журнал «Национальная оборона» являются:

21 апреля 1951 года Совет Министров СССР принял Постановление № 1306-659 об организации радиотехнического производства на заводах Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР. 25 апреля 1951 года Приказом Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР «Ульяновский автомобильный завод» (почтовый ящик п/я № 80) переименован в «Завод № 852» и на нём организовано специальное производство радиолокационной техники оборонного назначения. Производство автомобилей было временно прекращено.

С января 1952 года спецпроизводство завода № 852 начало выпускать радиолокационную станцию орудийной наводки СОН-4[10] (советская адаптация американского SCR-584 radar) для зенитного артиллерийского комплекса КС-19. Постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1952 года № 2593-981 утверждалось задание на создание производственных мощностей на заводе № 852 из расчета тысяча РЛС в год и 75.000 автомобилей. В 1954 году Совет Министров СССР и Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР приказали почтовому ящику п/я № 80 организовать производство автомобилей ГАЗ-69 на временных площадях завода. С 1955 года завод начал массовый выпуск автомобилей и ему было возвращено название «Ульяновский автомобильный завод». С этого времени и до 1966 года спецпроизводство радиолокационной техники и автомобильное производство существовали на УАЗе параллельно. За почти 15 лет в качестве подразделения УАЗа спецпроизводство, кроме РЛС «СОН-4», выпускало наземные радиолокационные запросчики, автомобили-топопривязчики ГАЗ-69Т, РЛС П-15 «Тропа», Антенные посты (приемо-передающие кабины) ЗРК «С-75».[11][12] В 1965 году автопроизводство УАЗа выпустило 250-тысячный ГАЗ-69 и завершило разработку автомобиля УАЗ-469, а спецпроизводство УАЗа приступило к серийному выпуску зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка» и готовилось к производству самоходной установки разведки и наведения (СУРН) 1С91 зенитного ракетного комплекса «Куб».[3][13][14]