Куб (зенитный ракетный комплекс)


«Куб» (индекс ГРАУ — 2К12, по классификации НАТО — SA-6 Gainful, рус. «выгодный») — советский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) войсковой противовоздушной обороны (ПВО).

Разработка комплекса «Куб» была начата по постановлению Совета министров СССР № 817-839? от 18 июля 1958 года. Головным разработчиком ЗРК было назначено ОКБ-15. Совместные испытания 2К12 были начаты в январе 1965 года на Донгузском полигоне и проходили по июнь 1966 года. 22 декабря 1967 году комплекс был принят на вооружение ПВО СВ[1][2] ВС Союза ССР.

Комплекс производился с 1967 по 1983 годы. За это время было выпущено более 600[3] комплексов различных модификаций. На учениях и испытаниях выпущено более 4000 ракет[4].

ЗРК включает в себя одну самоходную установку разведки и наведения (СУРН 1С91), кабину приёма целеуказания (КПЦ 9С417) и 4 самоходные пусковые установки (СПУ 2П25). На каждой пусковой установке размещено по три зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 3М9. Самоходная установка разведки и наведения и самоходные пусковые установки смонтированы на гусеничных шасси типа ГМ, производства Завода № 40 (позже Метровагонмаш, сейчас ММЗ), кабина приёма целеуказания смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Также в состав батареи входили две ТЗМ (транспортно-заряжающие машины), несущие на себе по 3 (три) ракеты 3М9М3, каждая. ТЗМ были смонтированы на шасси автомобиля ЗИЛ-131 и имели специальный гидроподъемник для перегрузки ракет с машины на пилоны СПУ 2П25.

«Куб» разрабатывался как средство ПВО для прикрытия танковых и мотострелковых дивизий Советской Армии. В состав дивизии входил зенитный ракетный полк, вооружённый пятью ЗРК «Куб».

Технические характеристики комплекса «Куб» обеспечивали обнаружение воздушных целей на дальностях до 65 км и их обстрел на дистанциях от 4,5 до 23,5 км и в диапазоне высот до 14000 м. Основными целями для ЗРК «Куб» являлись самолёты и крылатые ракеты со скоростями до 600 м/с (на встречных курсах). Последние модификации комплекса («Куб-М3») обеспечивали обстрел целей типа вертолёт в режиме зависания в воздухе.