Умеренность


Умеренность — добродетель, выражающаяся в самоограничении для достижения нравственной цели. Входит в число четырёх кардинальных добродетелей.

Воздержание является неотъемлемой частью Восьмеричного Пути. Третья и пятая из пяти заповедей (pañca-sila) отражают ценность умеренности: «недостойного поведения в отношении чувственных удовольствий» и пьянства которого следует избегать.[1]

Понятие дама (санскрит: दम) в индуизме эквивалентно воздержанию. Иногда его пишут как дамах (санскрит: दमः) [2][3]. Слово дама и производные этого слова на санскрите означают понятия самоконтроля и самоограничения. Брихадараньяка Упанишады, в стихе 5.2.3, утверждают, что три характеристики хорошего, развитого человека — это сдержанность (дама), милосердие и любовь ко всей разумной жизни (daya) и благотворительность (daana) [4]. В литературе индуизма, посвящённой йоге, самоограничение излагается в концепции ямы (санскрит: यम)[5]. Согласно «ṣaṭsampad», самоограничение (дама) является одной из шести кардинальных добродетелей.[6]

Список добродетелей, составляющих нравственную жизнь, рассматривается в Ведах и Упанишадах. Со временем были концептуализированы и добавлены новые добродетели, некоторые заменены, а другие объединены. Например, Ману-самхита изначально перечислял десять добродетелей, необходимых человеку для жизни дхармической (моральной) жизни: Дхрити (мужество), Кшама (прощение), Дама (умеренность), Астея (щедрость/неприятие воровства ), Сауа (чистота), Индрийяни-граха (контроль чувств), дхи (рефлексивное благоразумие), видйя (мудрость), сатьям (правдивость), акродха (свобода от гнева). В более поздних стихах этот список был сведен к пяти достоинствам тем же исследователем, путем объединения и создания более широкой концепции. Более короткий список добродетелей стал таким: Ахимса (ненасилие), Дама (умеренность), Астея (щедрость / Неприятие воровства), Сауа (чистота), Сатьям (правдивость) [7][8]. Эта тенденция эволюционирующих концепций продолжается в классической санскритской литературе, Дама с Ахимсой и некоторыми другими добродетелями, присутствуют в эволюционирующем списке добродетелей, необходимых для нравственной жизни (дхармы).[9][10]