Ундерейк, Теодор


Теодо́р У́ндере́йк (произносится «У́ндер’э́йк», нем. Theodor Undereyck, также Under Eyck, Undereick, Undereyk; 15 июня 1635, Дуйсбург — 1 января 1693, Бремен) — немецкий протестантский пастор, проповедник, богослов, духовный писатель, основатель реформатского пиетизма.

Теодор Ундерейк родился в Дуйсбурге 15 июня 1635 г. в семье купца голландского происхождения Герхарда Ундерейка и его жены Сары, урождённой Заленгер. В двухлетнем возрасте в эпидемии чумы потерял обоих родителей. Воспитывался дядей, учился в городской латинской школе. В 1654 г. поступил в университет Утрехта. Здесь он пережил обращение к Богу, познакомился с Гисбертом Воецием и Йодокусом ван Лоденстейном и воодушевился их идеями «Nadere Reformatie» («продолжающаяся, углубляющаяся реформация»). Продолжил обучение на теологических факультетах университетов Дуйсбурга и Лейдена, где его учителем был Иоганн Кокцеюс. Ундерейк избежал богословских споров между воетианами и кокцеюсианами; его теоретическое и практическое богословие представляет собой синтез пуританской строгости (Präzisismus) Воеция и свободного «богословия Завета» (Föderaltheologie) Кокцеюса. В учебных целях (так наз. «akademische Reise») Ундерейк посетил Швейцарию, где в Женеве познакомился с Жаном де Лабади и был посетителем его домашних собраний[1]. В этих собраниях Ундерейк увидел наиболее подходящую форму для реализации в Германии своих идей о «Nadere Reformatie», а проповеди Лабади сформировали проповедническое и душепопечительское направление Ундерейка – призыв к покаянию и обновлению жизни во Христе. (Впрочем, по новейшим данным[2], личных контактов между Ундерейком и Лабади не было; Ундерейк покинул Женеву раньше, чем в неё прибыл Лабади (1659 г.), так что влияние последнего на Ундерейка было опосредованным.)

В 1660 г. Ундерейк женился на Маргарите Хюльс, дочери пастора французской общины Везеля. В их браке родилось трое дочерей. В том же 1660 г. получил место пастора в Мюльхайме. Ундерейк ревностно приступил к делу проповеди и душепопечения, призывая прихожан к строгости христианской жизни, к личному и семейному благочестию. Он резко выступал против привычного «бытового» христианства и легкомысленной уверенности в своём спасении и призывал к серьёзной повседневной praxis pietatis («практике благочестия»). С целью лучшего научения этой практике Ундерейк в 1661 г. (раньше, чем Шпенер во Франкфурте) учредил небогослужебные катехизические собрания, положив таким образом начало «collegiis pietatis» (пиетистским собраниям) в Реформатской Церкви.