Упадок древнеегипетской религии


Упадок местных религиозных практик в Древнем Египте в значительной степени объясняется распространением христианства в Египте и его строгой монотеистической природой, не допускающей синкретизма, наблюдаемого между древнеегипетской религией и другими политеистическими религиями, такими как религия римлян. Хотя религиозные практики в Египте оставались относительно постоянными, несмотря на контакты с большим средиземноморским миром, например, с ассирийцами, персами, греками и римлянами, христианство напрямую конкурировало с местной религией. Ещё до узаконившего христианство в Римской империи Миланского эдикта 313 г. н. э. Египет стал ранним центром христианства, особенно в Александрии, где большую часть своей жизни прожили многие влиятельные христианские писатели древности, такие как Ориген и Климент Александрийский. Исконная египетская религия, возможно, оказала небольшое сопротивление проникновению христианства в провинции.

Египетская религия в эпоху фараонов уходит своими корнями в предысторию. В течение почти трех тысячелетий Египет в значительной степени ассимилировал любых завоевателей или захватчиков из-за пределов страны. Пришедшие извне правители, вроде гиксосов, не оказали существенного влияния ни в генетическом, ни в культурном плане, а государственная поддержка египетской религии сделала её практически стабильной на протяжении всей древней истории страны. Определённые города и районы Египта обычно уделяли разное внимание разным богам, а большинство храмов были посвящены определённым богам. Такое поведение привело к тому, что египетская религия была названа скорее культовой системой, чем полностью однородной религией, но, несмотря на это, религия играла решающую роль в жизни каждого египтянина.

Основание 26-й (Саисской) династии в 664 г. до н. э. традиционно считается началом позднего египетского периода. Эта эпоха, длившаяся с 664 г. до н. э. по 332 г. до н. э. (год низложение последнего фараона Нектанеба II), по-видимому, состояла из обновления египетской культуры, национализма и религии. Хотя Египет пережил два отдельных вторжения империи Ахеменидов, персидские правители вроде Камбиса II и Дария I, уважали египетскую культуру и религию и не предпринимали попыток подавить их. Хотя Геродот описывает персидское правление Египта как тираническое и деспотическое, и это частично подтверждается призывом египтян в персидскую армию и некоторым рабством со стороны персидских высших классов, религиозные обычаи особо не пострадали. Египетский адмирал Веджахор-Ресне, служивший под командованием Камбиса, пишет в своей автобиографии, что Камбиз уважал традиции и соблюдение религиозных обычаев в Египте. Когда Камбиз разместил гарнизон войск возле храма Нейт в Саисе, Веджахор-Ресне убедил царя переместить их, поскольку боги могли рассматривать их присутствие как святотатство[1][2].