Урукагина


Урукагина, или Уруинимгина — царь (энси, а затем лугаль) шумерского государства Лагаш, правил приблизительно в 2319 — 2311 годах до н. э., представитель I династии Лагаша. Разность в прочтении его имени как Урукагина или Уруинимгина объясняется тем, что клинописный символ «КА» — «рот» можно читать также как «ИНИМ» — «слово».

Сын высокого царского вельможи, Урукагина был избран правителем народным собранием, после свержения Лугальанды (которое, вероятно, приняло форму народного восстания, так как злоупотребления и коррумпированность чиновников Лугальанды вызвали широкое недовольство земледельцев-общинников, ремесленников, жрецов и воинов).

Согласно надписи, Урукагина был избран из 36000 мужей Лагаша, а Энтемена для сравнения избирался из 3600 граждан. Обе цифры (при шумерской шестидесятичной системе счисления), безусловно, округлённые. Но, видимо, разница на порядок обусловлена тем, что Энтемену выбирала только зажиточная часть свободных граждан, а Урукагина распространил право участия в выборах и на бедняков.

Жена Урукагины Шагшаг была, по-видимому, тёткой Лугальанда, сестрой Энентарзи. Урукагина своим божеством-покровителем называет Ниншубур, а не Шульпаэ, как потомки Ур-Нанше. Свергнутый Лугальанда, как и его супруга Баранамтарра, не были убиты победителями. Бывший правитель дожил остаток дней в одном из храмов; царица же прожила ещё 3 года, в течение которых продолжала вести свои дела, при этом её общественное положение существенно не изменилось.[2]

На следующий год после избрания Урукагина правителем, около 2318 г. до н. э. он получил чрезвычайные полномочия с титулом лугаля и начал счёт годов правления заново. Получив такие полномочия, Урукагина провёл реформу, о которой по его приказанию были составлены надписи. Копии надписи с его реформой известны нам по четырём копиям, обнаруженным французским археологом-любителем Эрнестом де Сарзеком при раскопках Телло в 1887 году.

Реформа Урукагины — древнейшее в мире известное нам законодательство. По словам Урукагины, он восстановил «свободу в Лагаше». На деле реформа сводилась формально к тому, что земли Нингирсу, Бабы (Бау) и других божеств были вновь изъяты из собственности семьи правителя, прекращены были противоречащие обычаю поборы и некоторые другие произвольные действия людей правителя, уменьшены платежи ремесленников, улучшено положение младшего жречества и более самостоятельной части зависимых людей в храмовых хозяйствах, отменены долговые сделки, а также уменьшены и упорядочены ритуальные оплаты. Однако по существу положение изменилось мало. Изъятие храмовых хозяйств из собственности правителя было чисто номинальным; вся правительственная администрация осталась на своих местах; причины обеднения общинников, заставлявшие их брать долг, также не были устранены.