Усвоение языка


Усвое́ние языка́ — процесс обучения человека языку, исследуемый лингвистами. Обычно фраза обозначает усвоение родного языка ребёнком, в противовес термину усвоение второго языка, под которым понимается процесс приобретения навыков общения на новом иностранном языке, независимо от числа ранее выученных.

Вокруг вопроса о роли врождённых биологических способностей при усвоении первого языка ведутся горячие споры. Теория универсальной грамматики предполагает существование общих принципов, присущих любому языку. Лингвисты Ноам Хомский и Эрик Леннерберг считают, что у всех детей существуют врождённые способности, направляющие процесс языкового обучения.

Усвоение языка предполагает приобретение навыков восприятия языка на слух и речи, в языках с письменностью к ним добавляются также чтение и письмо.

Существует два различных подхода к усвоению языка: прямые (натуральные) и лексико-грамматические методы. Прямые методы основаны на подражании. Таким способом идёт порождение речи на родном языке. Прямые методы используются в некоторых подходах к освоению иностранных языков («метод полного погружения», «метод Шехтера» и других). Лексико-грамматические методы основаны на усвоении структуры языка (грамматики) и заучивании слов (лексики). Лексико-грамматические методы используются при традиционном обучении иностранным языкам в школах и вузах. Многие педагогические методики комбинируют обе группы подходов.

Центральная идея теорий с применением группирования заключается в том, что развитие языка происходит посредством постепенного изучения значимых группировок (фрагментов) элементарных составляющих, которые могут быть словами, фонемами или слогами. В последнее время этот подход был весьма успешным в моделировании нескольких явлений, обнаруживаемых при усвоении синтаксических категорий (en: syntactic category)[1] и фонологических знаний[2].

Теории с разбивкой по языкам составляют группу теорий, связанных со статистическими теориями обучения, предполагающих, что вклад среды играет важную роль; однако использующих разные механизмы обучения.