Уссури (речной пароход)


«Уссури» — речной колесный пароход построенный в 1863 году для Сибирской флотилии, в 1871 году перешедший к Товариществу Амурского пароходства. Первое паровое судно, совершившее плавания по реке Сунгари в 1864 и 1866 годах.

Построен в Гамбурге компанией «Бейт и К°» вместе с однотипным пароходом «Сунгача». Доставлен морем в Николаевск-на-Амуре в разобранном состоянии, собран на Николаевском адмиралтействе. Спущен на воду 15 (28) мая 1863 года («Сунгача» — на четыре дня раньше). Пароходы предназначались для плаваний по порожистым рекам Уссури и Сунгача, а также по мелководному озеру Ханка. Базировались в низовьях Уссури, в станицах Невельской и Казакевича[1]. Регулярные рейсы «Сунгачи» и «Уссури» начались с 1865 года[2].

Желая организовать снабжение Приамурья и Приморья продуктами сельского хозяйства Маньчжурии, а также изыскать возможность более удобного проезда русских дипломатов из Иркутска в Пекин, генерал-губернатор Восточной Сибири М. С. Корсаков летом 1864 года поручил послать в Гирин пароход с баржей. Перед экспедицией, возглавляемой командиром Амурской конной казачьей бригады полковником Г. Ф. Черняевым, были поставлены следующие задачи:

В состав экспедиции входили топограф А. Н. Конради, астроном А. Ф. Усольцев, адъютант М. С. Корсакова князь П. А. Кропоткин, командир судна лейтенант А. Любицкий, инженер-механик подпоручик В. Щетинин, а также 20 нижних чинов. Большинство участников плавания имело опыт рекогносцировок и общения с китайцами. Так, Я. П. Шишмарев и А. Ф. Усольцев участвовали в разграничении России и Китая в Южно-Уссурийском крае в 1860 году, а П. А. Кропоткин ранее, в том же 1864 году, пересек Маньчжурию с запада на восток, следуя из Староцурухайтуя в Благовещенск[4][5].

Плавание проходило в осенние месяцы, когда уровень воды в реках Маньчжурии понижается. По этой причине, а также в силу того, что судно приняло большое число пассажиров и имело увеличенную осадку, плавание до Гирина проходило медленно. По пути экспедиция посетила Саньсин  (англ.), тогда как Бодунэ, лежащий близ впадения в Сунгари реки Нонни, посетить не удалось из-за враждебности местных властей. В Гирине власти отказались вести переговоры, после чего продолжающаяся убыль воды вынудила пароход вернуться на Амур. В итоге из трех задач экспедиция выполнила только последнюю[6].