Сибирская военная флотилия


Сибирская флотилия[1][2][3] (Сибирская военная флотилия) — несколько раз создававшееся объединение военных кораблей и судов на Дальнем Востоке России.

Ранее в документах, периодической печати и литературе именовалась — Охотская флотилия[4][5], Охотская военная флотилия, Петропавловская флотилия.

Зафиксированное начало плаваний русских судов в Охотском море относится к 1639 году, когда посланный из Бутальского острога отряд казачьего десятника И. Ю. Москвитина, поднявшись по реке Алдан и спустившись на ладьях по реке Улье 1 (11) октября 1639 года вышел к побережью Охотского моря, которое тогда именовалось Великим Ламским морем. Во время зимовки здесь первые русские моряки-тихоокеанцы, соорудили «плотбище» (верфь), на которой были выстроены два 17-метровых мореходные судна — коча. На этих кораблях в 1640 году Иван Москвитин с товарищами обследовал побережье до района нынешнего Магадана и до Шантарских островов, а в 1641 году вернулся в Якутск[6]. Следующей важной вехой стало основание в 1647 году на берегу Охотского моря в устье реки Охота зимовья атаманом Семёном Шелковниковым, во время его экспедиции от устья Ульи к реке Охота[7]. К 1649 году под руководством Ивана Афанасьева на месте зимовья был срублен острог, названный Косой Острожек, — прародитель современного Охотска. Далее состоялся целый ряд экспедиций под началом В. Д. Пояркова, Алексея Филиппова, Ф. А. Попова, С. И. Дежнёва, М. Стадухина и других первопроходцев, исследователей и промышленников.

В 1716 году корабельный мастер К. Плотницкий выстроил в Охотске ладью «Восток» (известную также под именами «Охота» и «Великое Ламское море»). С июля 1716 года по май 1717 года эта ладья в составе экспедиции казачьего пятидесятника Кузьмы Соколова и Н. Трески совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки, и обратно, что положило начало регулярному военно-транспортному сообщению с Камчаткой морским путём. «Восток» оставался единственным русским военным кораблем на Тихом океане до 1727 года[8]. В 1727 году отряд пополнился шитиком «Фортуна». В 1728 году первой Камчатской экспедицией капитана 1-го ранга В. И. Беринга в Нижнекамчатске был построен бот «Святой Гавриил» для научно-экспедиционных целей. В 1729 году в Охотске были построены боты «Лев» и «Восточный Гавриил». Эти корабли, пока ещё не оформленные организационно в формирование флота, активно участвовали в следующих исследовательских плаваниях:

Кроме того, эти корабли регулярно совершали транспортные рейсы из Охотска на западное побережье Камчатки, а активная промысловая деятельность содействовала освоению новых территорий в северной части Тихого океана.

10 мая 1731 года Охотск получил статус портового города, первым командиром порта стал Г. Г. Скорняков-Писарев, а 21 мая 1731 года была создана Охотская военная флотилия[11]. Перед флотилией ставились следующие основные задачи: