Утилизация кораблей


Утилизация кораблей является одним из видов уничтожения судов. Утилизация включает разборку кораблей с последующей перепродажей его механизмов и приборов для повторного использования, а также превращение корпуса корабля в металлолом, который затем может использоваться как вторичное сырьё в металлургии. Применение металлического лома при производстве стали снижает спрос на железную руду, а также общее потребление энергии.

Срок службы современных кораблей – от 25 до 30 лет. Свыше этого срока их эксплуатация становится нерентабельной из-за коррозии корпуса, усталости металла и отсутствия запасных частей[1]. В конечном счёте, все корабли либо становятся плавучими музеями, либо списываются и утилизируются. Утилизация кораблей производится на специальных предприятиях. Утилизация судов — одна из самых опасных, грязных и трудоёмких отраслей в мире[2], поэтому главные предприятия, специализирующиеся на разборке судов, располагаются в самых бедных странах без строгого природоохранного законодательства: Индия, Бангладеш, Китай и Пакистан являются глобальными центрами по утилизации судов. Крупнейшими в мире кладбищами кораблей считаются завод в Читтагонге (Бангладеш), Аланг (Индия) и Гадани (Пакистан).

В 2012 году было утилизировано около 1250 морских судов, средний возраст которых составил 26 лет[3][4].
В 2013 году общее количество утилизированных судов в мире составило 29 052 000 тонн, из которых 92 % было переработано в Азии. При этом завод в Читтагонге считается крупнейшим в отрасли[5]. Главными поставщиками судов для утилизации являются (в порядке убывания) Китай, Греция и Германия соответственно[6]. На предприятиях по утилизации кораблей в Индии, Бангладеш, Китае и Пакистане работают более 225 тысяч рабочих, эти заводы также обеспечивают большое количество рабочих мест на предприятиях-смежниках. В Бангладеш переработанная корабельная сталь покрывает 20 % потребностей страны, а в Индии — почти 10 %[7].

Другим способом утилизации кораблей может быть затопление судов, с которых предварительно удалены все экологически опасные материалы и создание искусственных рифов либо затопление судов в океане на большой глубине.

Деревянные корабли утилизировали просто сжигая их или «удобно затопляя»[8]. В Великобритании во времена Тюдоров начали разбирать корабли и повторно использовать их древесину.