Утраченные эпизоды телесериала «Доктор Кто»


Утраченными эпизодами британского научно-фантастического телесериала «Доктор Кто» называют эпизоды, которые не сохранились на видео- или киноплёнке. В 1960-х и 1970-х годах они были смыты с киноплёнки и стёрты с видеозаписей, так как плёнка ценилась больше, чем записанный на ней материал. Из 253 эпизодов из первых шести сезонов сериала, на данный момент 97 считаются утраченнымиПерейти к разделу «Список утраченных эпизодов». Ещё 79 эпизодовПерейти к разделу «Список найденных эпизодов» из первых одиннадцати лет сериала считались утерянными, пока копии не были найдены в частных коллекциях, в архивах Би-би-си или зарубежного телевидения.

В то время были утеряны не только эпизоды «Доктора Кто», но и тысячи часов других телепрограмм, записи которых уничтожались Би-би-си до 1978 года, когда изменилась политика ведения архивов. Среди других заметных телепрограмм, эпизоды которых не сохранились, числятся Dad’s Army, Z-Cars, The Wednesday Play, Steptoe and Son и Not Only… But Also[1]. Подобная практика проводилась не только Би-би-си, но и телеканалом ITV, в результате чего не сохранились ранние эпизоды телесериала «Мстители»[2]. Однако «Доктор Кто» отличается от этих программ тем, что от всех пропавших серий сохранились аудиодорожки, записанные поклонниками сериала дома во время телетрансляций; некоторые серии частично сохранились в виде отдельных фотокадров или коротких видеоклипов. К тому же все найденные в чёрно-белом виде эпизоды 1970-х годов были восстановлены в цветеПерейти к разделу «Реставрация цветных эпизодов», что не всегда происходило у других программ.

Поиски эпизодов продолжаются до сих пор как Би-би-си, так и поклонниками сериала. Многие утраченные эпизоды существуют в виде реконструкций, составленных из закадровых фотографий и аудиодорожекПерейти к разделу «Реконструкции с закадровыми фотографиями», либо в виде анимацииПерейти к разделу «Анимированные эпизоды».

Множество видеоматериалов из технических архивов BBC и кинобиблиотек были уничтожены в период между 1968 и 1978 годами, чтобы освободить место для новых телепрограмм[3]. Профсоюз активно боролся против старых записей и их повторных показов, которые стали проводиться с 1950-х годов. Ранее, если телеканал хотел повторить программу (как правило, односерийный спектакль), было дешевле снова нанять тех же актёров, а не записывать телетрансляцию. Профсоюз был убеждён в том, что, если запись будет доступна для телеканалов, те смогут повторить записанную программу неограниченное количество раз, урезая тем самым эфирное время и тем самым оставляя без работы многих сотрудников и актёров. И хотя профсоюз не мог помешать трансляторам записывать свои телепрограммы, он смог добиться того, что повторять одну программу в эфире можно было лишь ограниченное число раз. При этом пошлина, взимаемая с телеканалов за повторы, была настолько высока, что те предпочитали снимать новые передачи, а не повторять старые. Таким образом, записи, которые больше нельзя было снова пустить в эфир, не представляли интереса для вещателей и просто выбрасывались[4][5].