Учебник Мединского


«Учебник Мединского»[1][2] — условное название единой линейки учебников истории России для общеобразовательных заведений. Авторы учебника — бывший министр культуры России Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян[3].

Первый российский учебник для старшеклассников, в котором синхронизированы курсы истории России и всемирной истории. Он включает четыре книги: «История России» (10-й класс), «Всемирная история» (10-й класс), «История России» (11-й класс) и «Всемирная история» (11-й класс)[4].

Охватывает историю России с конца Второй мировой войны по современность[5], включая такие темы как война в Донбассе (2014—2022) и вторжение России на Украину[1].

В апреле 2013 года на «Прямой линии» президент России Владимир Путин отметил важность унификации учебников истории. Он указал на отсутствие официальной оценки исторических событий и поддержал идею создания учебников, построенных на общей концепции и уважении ко всему прошлому. «Российская газета» отметила, что «инициатива о создании новых учебников истории для средней школы исходила именно от Владимира Путина»[6].

В мае 2013 года Комитет гражданских инициатив вместе с историками выразил беспокойство по поводу попыток внедрения единого учебника, указав на то, что исторические факты не могут существовать в отрыве от разных оценок и различных интерпретаций; в ином случае это может привести к ограничению мышления и формированию однозначной идеологической версии прошлого[6].

В том же году доктор исторических наук Иван Курилла написал статью для газеты «Троицкий вариант — Наука» под названием «Дорога в никуда», в которой он выразил критическое отношение к созданию единого учебника истории для школы, который, по его словам, представляет устаревший анахронизм. Курилла считал, что идея единого учебника не соответствует современным реалиям, так как проблема «формирования нации» изменилась с течением времени. Он критиковал стремление государства создать единый учебник как способ контроля, отмечая, что это не приведет к улучшению качества обучения[6].