Учок, Бахрие


Бахрие Учок (тур. Bahriye Üçok, 1919[1], Трабзон — 6 октября 1990, Анкара) — турецкая политическая деятельница, академик теологии, активистка за права женщин и колумнистка, убийство которой в 1990 году по сей день остаётся нераскрытым. Как первая женщина-богослов Турции, Бахрие Учок проводила исследования таких вопросов как история ислама в Турции, место женщины в исламе и секуляризм. С 1971 года, после прихода в политику, заняла пост сенатора-республиканца и члена парламента до 1990 года и поднимала вопросы секуляризма, реакционности и религиозных проблем в Турции.

Бахрие Учок родилась в Трабзоне 10 мая 1919 года в семье Мехмета и Надире Бекташоглу[2][3][4]. Начальное и среднее образование получила в Орду, а также окончила женскую среднюю школу Кандилли в Стамбуле[2]. Четыре года одновременно училась в Университете Анкары на факультете языков, истории и географии на кафедре средневековой турецко-исламской истории и в государственной консерватории Университета Анкары на оперном факультете[5][6]. После окончания обоих факультетов Учок работала кандидаткой в делопроизводители библиотеки факультета. 26 октября 1942 года её назначили стажёром учителя истории Самсунской средней школы, а в декабре 1944 года — учительницей истории и географии 4-й средней школы в Анкаре[2].

В 1953 году Бахрие Учок начала работу в Высшей коммерческой школе Анкары[2][7]. 16 ноября 1953 года Учок бросила работу в средней школе и получила назначение ассистенткой на кафедре истории ислама на теологическом факультете Университета Анкары. Бахрие Учок была первой женщиной-преподавателем на факультете и первой женщиной-богословом Турции[8][9]. После окончания срока звания кандидата кафедры 28 сентября 1954 года стала постоянной ассистенткой[2][8].

В 1957 году Бахрие Учок защитила докторскую диссертацию под названием «Первые лжепророки в исламской истории» (тур. İslam Tarihinde İlk Sahte Peygamberler)[8][3]. В своей монографии она рассматривала антиисламскую деятельность, которая имела место в первые десять лет хиджры, и объяснила политические и социальные причины борьбы против ислама. Хотя Учок заявила, что движения лжепророков имели два позитивных и одно негативное влияние на историю ислама, по её словам, борьба з лжепророками предотвратила возможные разногласия между мухаджирами и ансарами после смерти Мухаммеда и помешала мусульманам и немусульманам одного племени не воевать на разных сторонах[10]. В своей диссертации Учок утверждала, что эта ситуация позитивно повлияла на распространение ислама, повлекши за собой ослабление племенных связей, но вместе с тем действия лжепророков имели негативный эффект, поскольку на время задержали распространение ислама[8].