Ушаковский мост


Ушако́вский мост (в 1830—1952 годах — Стро́гановский мост, ранее — 2-й Каменноостро́вский мост) — автодорожный металлический разводной мост через Большую Невку в Санкт-Петербурге. Соединяет правый берег Большой Невки и Каменный остров, связывая Приморский и Петроградский районы. Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Образует единый архитектурный комплекс с расположенным рядом Каменноостровским мостом[1].

Мост соединяет Каменноостровский проспект и улицу Академика Крылова. Рядом с мостом расположена Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова. У въезда на мост со стороны Каменного острова расположена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Там же, в здании, которое первоначально служило вахтой моста, находится часовня иконы «Всецарица».

Первоначально мост назывался Каменноостровским. В 1802 году такое же наименование присвоили соседнему мосту через Малую Невку, поэтому мост через Большую Невку стали называть Вторым Каменноостровским[2]. C 1830-х годов за мостом закрепилось название Строганов или Строгановский мост — по расположенной на правом берегу Строгановской дачи (имению графа А. С. Строганова). Современное название мосту присвоено в память адмирала Ф. Ф. Ушакова 15 декабря 1952 года[3]. 10 февраля 2010 года название Строгановский было присвоено безымянному пешеходному мосту, который расположен поблизости и ведет на территорию Строгановского парка.

Первый наплавной плашкоутный мост между восточной оконечностью Каменного острова и Новой Деревней появился в 1786 году и состоял из двенадцати плашкоутов[4][2][5]. В начале XIX века в результате реконструкции их осталось одиннадцать. Затем мост был заменён свайным и перенесён западнее, в створ Строгановской улицы (ныне улица Академика Крылова)[4]. Между 1847 и 1853 годами здесь был построен многопролётный деревянный ригельно-подкосный мост с разводным пролётом. Длина моста составляла 288 м, пролёты по 12,8 м перекрывались одним бревном, усиленным шпренгелем. Опоры состояли из двух рядов свай, соединённых горизонтальными и наклонными схватками. Полотно моста состояло из двойного продольного дощатого настила, расположенного на поперечинах, поставленных через каждые 0,9 м. Расстояние между было прогонами 1,8 м[6].

Мост ремонтировался в 1861[7] и 1870[8] годах. В 1876 году мост был усилен для прокладки одиночного пути конки, разводная часть перестроена, с уширением на 1,8 м[9].

В 1886 году выполнен капитальный ремонт моста с сохранением подкосной конструкции по проекту инженера Н. М. Мазурова. Длина нового моста составила 261 м, сокращена от каждого берега на 10,7 м и заменена земляными выступами[10][11][12].