Каменноостровский мост


Каменноостро́вский мост — автодорожный металлический разводной мост через Малую Невку в Санкт-Петербурге. Соединяет Аптекарский и Каменный острова. Объект культурного наследия России регионального значения. Образует единый архитектурный комплекс с расположенным рядом Ушаковским мостом[2].

Мост расположен в створе Каменноостровского проспекта. Рядом с мостом расположены Лопухинский сад, Каменноостровский дворец. Ниже по течению находится Большой Крестовский мост. Ближайшая станция метрополитена — «Чёрная речка».

В 1760 году был впервые наведён плашкоутный мост на 11 судах по проекту архитектора А. Ф. Виста[5]. В 1765 году его заменили новым наплавным мостом на 10 плашкоутах, а затем наплавной мост соединили с выдвинутыми в реку береговыми устоями на сваях. Мост в таком виде неоднократно ремонтировался в дереве.

В 1811—1813 годах по проекту инженера А. А. Бетанкура на месте наплавного моста был сооружён первый в России семипролётный деревянный арочный мост на деревянных опорах и каменных устоях. Строительство велось под руководством инженеров А. Д. Готмана и С. О. Пантелеева. Общая длина моста была 150 м. В таком виде мост эксплуатировался 20 лет. В 1833 году под руководством инженера П. П. Базена был произведён ремонт опор моста.

В 1859 году по проекту инженера А. Штукенберга была осуществлена полная перестройка моста, при которой арочная система была заменена сложной подкосной системой. В 1875 году для прокладки по мосту путей конной железной дороги был произведён капитальный ремонт моста по его усилению. В 1899 году при очередном капитальном ремонте мост был полностью перестроен в дереве и превращён в 11-пролётный балочно-разрезной системы из четырёх деревянных рам с ручным приводом. В 1906—1907 годах, в связи с переводом городских железных дорог на электрическую тягу, под руководством инженера В. Р. Пац-Помарнацкого комиссией городской думы по заведованию общественными работами[6] были произведены работы по усилению моста. В 1908 году по мосту открылось трамвайное движение[7][8].

В 1925 году выполнен очередной ремонт моста[9]. В 1938 году Каменноостровский мост был полностью реконструирован[10]. Деревянные прогоны были заменены на металлические двутавровые балки, а ручной привод электрифицирован. Длина моста была 152,5 м, ширина — 18 м. Работы выполнялись силами треста «Ленмостострой» под руководством инженера П. П. Степнова[11].