Каменноостровский дворец


Каменноостро́вский дворе́ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры федерального значения.

Расположение дворцового комплекса: наб. Малой Невки, 1, наб. Большой Невки, Каменноостровский проспект, 77, 83.

Согласно историческим свидетельствам, Каменный остров неоднократно переходил от одного владельца к другому. Сначала Пётр I пожаловал его своему троюродному дяде — канцлеру Гавриилу Ивановичу Головкину. По наследству остров перешёл к его старшему сыну Александру. Александр Гавриилович Головкин продал его супруге канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Сын канцлера Пётр уступил его казне.

Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте деревянного дворца А. П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю. М. Фельтен. В 1777 г. работы были прерваны из-за наводнения, после чего Фельтена сменил Дж. Кваренги. Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный приём в честь императрицы.

Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями (Дж. Кваренги), поставленными к нему под прямым углом. Один из фасадов дворца, обращённый на парадный двор и дворцовый сад, украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера. К парадному входу ведёт лестница из финского гранита. В центре фасада, выходящего на Неву, расположен 8-колонный портик, завершенный аттиком. В центральном корпусе дворца находились Аванзал, Большой зал, галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном флигеле располагались жилые помещения, в другом — дворцовый театр.

В 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нём свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. К отделке интерьеров привлекли архитектора В. Бренна. Морской салон был переделан в Малиновую гостиную, Большой зал — в Зеркальный, в Аванзале появились фрески с видами Рима, исполненные самим В. Бренной вместе с Ф. Лабенским по гравюрам Пиранези.


Великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна на парадных портретах кисти Рослина 1777 года. Государственный музей-усадьба «Архангельское». Бывшее собрание князей Юсуповых.Павел I