Уэбер, Лоис


Лоис Уэбер (англ. Lois Weber, 13 июня 1879 — 13 ноября 1939) — американская актриса немого кино, сценарист, продюсер и режиссёр. Рядом кинокритиков названа самой значимой женщиной-режиссёром американской киноиндустрии[4] и одной из самых плодотворных в эпоху немого кино[5][6][7].

Родилась в Пенсильвании в набожной христианской семье[8][9]. В детстве увлекалась музыкой и особенно игрой на рояле[10]. В юном возрасте Уэбер сбежала из дома и в течение двух лет сотрудничала с евангелисткой общиной, занимаясь уличными проповедями и исполнением церковных гимнов в неблагополучных районах Питтсбурга, а затем и Нью-Йорка[11][12]. В 1905 году дебютировала в качестве актрисы на студии «Gaumont», где познакомилась со своим будущем супругом — режиссёром Филлипсом Смолли. Свою первую картину Уэбер сняла в 1911 году, и вскоре стала известна публике благодаря тому, что затрагивала в своих лентах многие социальные и нравственные вопросы, что было довольно смело для того времени[13].

По разным оценкам Уэбер сняла от 200 до 400 кинокартин[5], из которого до настоящего времени сохранилось только 20[14]. Среди её известных фильмов такие картины как «Саспенс» (1913), «Лицемеры» (1915), «Где мои дети?» (1916), «Доктор и женщина» (1918) и «Пятно» (1921). В 1913 году она в сотрудничестве со своим первым мужем стала одним из первых режиссёров, которые экспериментировали со звуком, создавая первые звуковые фильмы в США[15][16]. Однако с годами её работы все хуже принимались зрителями, и после провала картины «Белая горячка» в 1934 году, Уэбер работала исключительно как сценарист на студии «Universal».

В ноябре 1939 году Лоус Уэбер была госпитализирована в критическом состоянии из-за болезни желудка, которая развилась у неё несколькими годами ранее[17][18]. Спустя две недели она скончалась от кровоточащей язвы, к тому времени уже обнищавшая и забытая[19]. Церемонию прощания и кремацию оплатила её соратница Фрэнсис Марион[18][19]. В 1960 году на Голливудской аллее славы была заложена её именная звезда[20].