Уэйл, Джеймс


Джеймс Уэйл (англ. James Whale; 22 июля 1889, Дадли, Вустершир, Великобритания — 29 мая 1957, Голливуд, Калифорния, США) — английский режиссёр театра и кино, актёр. Наибольшую популярность получил как режиссёр фильмов ужасов «Франкенштейн» (1931), «Старый тёмный дом» (1932), «Человек-невидимка» (1933) и «Невеста Франкенштейна» (1935)[1].

С началом Первой мировой войны Уэйл поступил в британскую армию и служил офицером. Находясь в немецком плену, начал увлекаться драматургией. После освобождения в конце войны стал актёром, сценографом и режиссёром. Успех его спектакля «Конец путешествия» (1928) привёл к переезду в США. Он ставил пьесы на Бродвее, а затем занялся режиссурой в Голливуде. Между 1931 и 1937 годами Уэйл снял дюжину фильмов для Universal Pictures, развивая свой стиль, отмеченный влиянием немецкого экспрессионизма.

На пике своей режиссёрской карьеры он поставил фильм «Дорога назад»  (англ.) (1937), продолжение фильма «На Западном фронте без перемен». Студийное вмешательство, возможно, вызванное политическим давлением со стороны Германии, привело к искажению изначального замысла Уэйла, а также к провалу фильма у критиков и зрителей. После череды кассовых разочарований к 1941 году его режиссёрская карьера была фактически закончена, хотя последний короткометражный фильм он снял в 1950 году.

Джеймс Уэйл родился в городе Дадли, графство Вустершир в Англии, в самом сердце Чёрной Страны  (англ.). Он был шестым ребёнком в многодетной семье; его отец был рабочим-металлургом[2], мать — медсестрой[3]. Он учился в школе Kates Hill Board School, затем в благотворительной школе Bayliss и наконец в школе Dudley Blue Coat School. Из-за высокой стоимости обучения Джеймсу пришлось бросить учёбу в подростковые годы, и он пошел трудиться для поддержки семьи. Недостаточно сильный физически, чтобы пойти по стопам своих братьев в местную тяжёлую промышленность, Уэйл начал работать сапожником, для дополнительного заработка продавая на металлолом гвозди из заменённых подошв. Он открыл в себе художественные способности и подрабатывал, делая для соседей надписи на вывесках и ценниках[4]. Дополнительный доход шел на оплату вечерних занятий в Школе искусств и ремесел имени Дадли[5].