Фаддей Беллинсгаузен (судно)


Океанографическое исследовательское судно «Фаддей Беллинсгаузен» — построено по проекту 850 в городе Щецин на ССЗ «Сточня Щецинская им. Адольфа Варского»[англ.] в 1965 году, заводской номер № 850/6. Первый корабль, посетивший точку южного магнитного полюса

Экспедиционное океанографическое судно «Фаддей Беллинсгаузен» носит имя первооткрывателя Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузена. Было шестым судном 850 проекта гидрографических исследовательских судов. Было построено на ССЗ «Сточня Щецинская им. Адольфа Варского» (Щецин) 30 ноября 1965 года, заводской номер № 850/6.

Судно было включено в состав 176-го отдельного дивизиона океанографических исследовательских судов.[1]

ОИС "Фаддей Беллинсгаузен" было использовано для проведения военно-морской разведывательной операции в Средиземном море. В начале мая 1967 года ОИС Фаддей Беллинсгаузен исследовало побережье Мраморного, Эгейского и восточной части Средиземного морей. В качестве научного экипажа на судне находилась группа генералов, адмиралов и офицеров Генерального штаба, Одесского военного округа и Черноморского флота. На материалах, собранных в этом походе, строилась стратегия оперативной подготовки войск, флота и авиации на Юго-Западном направлении.[2]

После этого похода судно продолжало выполнять задачи в Средиземноморье. Известно об аварийной ситуации 26 мая 1975 года на выходе из бухты Мерса-Матрух.[3]

2 декабря 1982 года два океанографических исследовательских судна «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» отправились по маршруту русской антарктической экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный» (1819—1821 годы). Основной задачей экспедиции было исследование малоизученных районов океанов, которые примыкают к Антарктиде, получение данных новых и корректура имеющихся морских карт, лоций, пособий для плавания. Имелась и политическая цель: повторение маршрута плавания на шлюпах «Восток» и «Мирный» должно было напомнить всему миру о приоритете России в открытии шестого континента планеты.