Фарфор Медичи


Фарфор Медичи (итал. La porcellana Medici) — первый достоверно известный опыт изготовления европейцами так называемого мягкого фарфора, осуществлённый в конце XVI века во Флоренции, в мастерской под покровительством великого герцога тосканского Франческо I Медичи. Фарфор Медичи наряду с произведениями более известной итальянской майолики представляет собой оригинальное достояние искусства эпохи итальянского Возрождения.

До середины XVIII века «китайский секрет» получения настоящего твёрдого фарфора ещё не был раскрыт. Мастера не знали в точности компонентов и технологии его производства, хотя зависть к мастерам китайского фарфора, продукция которых экспортировалась в Европу, была велика. Для создания настоящего фарфора нужна чистая белая глина — каолин, полевой шпат и кварц, которые после соответствующей обработки и обжига при высокой температуре: около 900—1000° С создают звонкий и полупрозрачный в тонких слоях «остеклованный» (в отличие от фаянса и полуфаянса) «черепок» (профессиональный термин, обозначающий неглазурованную обожжённую массу).

Джорджо Вазари сообщал, что эксперименты по поиску «китайского секрета» проводились во флорентийской мастерской в Казино Медичи ди Сан-Марко во Флоренции уже в 1568 году, но первые успехи, вероятно, следует отнести к дате не ранее 1575 года, когда венецианский посол Андреа Гуссони сообщал, что Франческо Медичи открыл способ производства фарфора[1], и также указал на его качества: прозрачность, твёрдость, лёгкость и изящество[2]. По сообщению Гуссони, для разработки технологии производство потребовалось десять лет.

Изделия мастерской Медичи не предназначались для коммерческой продажи, а использовались в основном в качестве дипломатических подарков — к примеру, для подарка королю Испании Филиппу II. На некоторых изделиях видны изъяны: пузырьки и трещины глазури, нечёткие узоры с попытками исправления, слишком яркие или блёклые цвета, возникающие после обжига. К тому же в конечном итоге производство длилось относительно недолго: необходимость высокой температуры обжига изделий, трудно достижимая в XVI веке, и, как следствие, непомерные расходы, привели к тому, что производство было остановлено после смерти герцога Франческо в 1587 году[3].

Когда герцог Франческо умер, его младший брат кардинал Фердинандо Медичи, унаследовав его титул, привёз с собой во Флоренцию прекрасную коллекцию китайского фарфора с виллы Медичи в Риме вместе с картинами и ценными предметами старины. Наследники из лотарингского Дома Медичи также владели настоящим фарфором. В 1772 году на аукционе изделия мягкого фарфора, хранившиеся в Палаццо Веккьо были потеснены настоящим фарфором. В описи 1588 года, составленной после смерти Франческо, зафиксировано наличие триста десяти предметов. Больше о них не упоминалось до середины XIX века, когда к ним возродился интерес. До нашего времени сохранилось около шестидесяти.