Фасянь


Фасянь (кит. 法顯, пиньинь: Fǎxiǎn; 337 — ок. 422) — китайский буддистский монах и путешественник, объехавший в 399-412 годах Непал, Индию, Шри-Ланку и установивший постоянную связь между Китаем и Индией.

Своё путешествие он описал в книге «Фо го цзи»[zh] (Записки о Буддийском царстве, «Фо ю Тяньчжу цзи», Записки о путешествии буддийского монаха в Индию). Наиболее известен своим паломничеством в Лумбини, к месту рождения Будды Гаутамы. Фасянь путешествовал по Индии во время правления Чандрагупты II.

О жизни Фасяня известно довольно немного. Родился он на территории современной провинции Шаньси, детство провёл в буддистском монастыре. Получил монашеское имя Фасянь — Прославляющий Дхарму. Став монахом, натолкнулся на неясности в законах буддистского учения, известных тогда в Китае, и решил совершить паломничество в Индию за полными копиями законов.

Фасянь совершил своё знаменитое путешествие в Индию выйдя из Чанъаня и, пройдя караванными путями через Дуньхуан и княжества Западного края, через Каракорумские перевалы, оказался в индийском государстве Уддияна. Судя по его записям, переход был осуществлён за 3 месяца и 10 дней, не считая дней, когда путешественники отдыхали в городах. Вероятно, маршрут пролегал через Хунджерабский перевал и Гилгит, приведя в долину Сват. Совершив паломничество по буддийским святыням Индии и прожив там несколько лет, Фасянь перебрался на Шри-Ланку, где провёл два года. Оттуда он поплыл на торговом судне на Яву, перейдя на другое судно, прибыл в Гуанчжоу и завершил свой путь в Нанкине. Он провёл в странствиях 15 лет: с 399 по 414 год.

Придя к выводу об упадочном состоянии Винаи в Китае, Фасянь решает отправиться в Индию для изучения винаи и копирования соответствующих книг. В 399 году Фасянь и его спутники Хуэйцзин[1] (慧景), Даочжэн[2] (道整), Хуэйин[3] (慧應), Хуэйвэй[4] (慧嵬) покидают Чанъань, тогда столицу императора Яо Сина из недолговечной китайско-цянского государства Поздняя Цинь. Пройдя через Лун (隴), монахи попадают в земли Цифу Ганьгуя из сяньбийского государства Западная Цинь, где они остаются для «летнего сиденья»[5] (夏坐).

Закончив медитации, Фасянь со спутниками отправился в земли Жутаня, правителя другого недолговечного сяньбийского государства Южная Лян. Через горы Янлоу (養樓山) Фасянь пришёл в город Чжанъе. Из-за смуты и военных действий (связанных с образованием очередного варварского государства — Северной Лян) дальнейший путь становится затруднительным, но в Чжанъе монахи находят благотворителя-данапати вана города Чжанъе (Фасянь не называет его имени), который щедро одаривает их. К группе присоединяются новые спутники: Чжиянь (智嚴), Хуэйцзянь (慧簡), Сэншао (僧紹), Баоюнь (寶雲), Сэнцзин (僧景) и другие. Снова совершено «летнее сиденье».