Фемистий


Фемистий (лат. Themistius, др.-греч. Θεμίστιος; ок. 317 — после 388) — государственный деятель Римской империи (Константинополь), греческий ритор и философ.

Родился в 317 году Пафлагонии, сын прославленного преподавателя философии Евгения. Фемистий получил образование сначала в Неокесарии (там в это время преподавал Василий Неокесарийский, отец Василия Великого), а затем в Константинополе, куда в сер. 30-х гг. IV в. переехала его семья. Константинополь не был его родным городом. В молодости он преподавал философию и риторику в разных городах Малой Азии, в т.ч. в Никомидии (342-343) и Анкире (344-347), приобрел известность, в возрасте около 30 лет (по другим данным – 25) был приглашен в Константинополь для произнесения приветственной речи императору Констанцию. Фемистий получил популярность после произнесения этой речи и со временем сделал в столице блестящую карьеру придворного оратора. С 345 года преподавал в Константинополе, где и прожил практически всю жизнь.

Между 347 и 355 гг. он основал в Константинополе философско-риторическую школу , но спустя некоторое время оставил преподавание ради государственной службы. Император Констанций обеспечил его избрание в Константинопольский сенат в 355 г., в дальнейшем стал princeps senatus (до конца жизни, в его обязанности входил набор новых сенаторов), занимал должность советника при византийских императорах от Констанция (337-361) до Феодосия I (379-395), был воспитателем будущего императора Аркадия; с 384 г. Фемистий - префект Константинополя. На протяжении 30 лет, с середины 350-х, Фемистий являлся очень важной фигурой в Константинополе. Фемистий стремительно получил признание в конце 350 г. и стал оратором и адвокатом в Константинополе, вращаясь в среде сенаторов.

Был язычником и одним из вождей «языческой партии», пользовался широкой известностью среди образованных людей.

Сохранились 34 речи Фемистия. Они делятся на две группы: Политические и Приватные. Политические (I-XIX)

Был известен разработкой парафраз — сокращённых переложений философских произведений. Философское письменное наследие Фемистия составляют его учебные комментарии к Аристотелю. Сохранились три комментария: к «Физике», «О душе» и «Второй Аналитике»; еще два (к «О небе» и 12-й кн. «Метафизики») дошли в еврейском переводе с арабского. Не сохранились комментарии к «Категориям», «Первой Аналитике», «О возникновении и уничтожении» и «Никомаховой этике» Работы Фемистия оказали значительное влияние на последующих позднеантичных и византийских философов. Произведения были хорошо известны как на латинском Западе, так и на арабском Востоке.