Ферранте, Элена


Элена Ферранте (итал. Elena Ferrante; род. 5 апреля 1943, Неаполь) — псевдоним всемирно известной итальянской писательницы, автора романов «Моя гениальная подруга», «История нового имени», «Те, кто уходит, и те, кто остается», «История о пропавшем ребенке», «Лживая взрослая жизнь», «Незнакомая дочь» и «Дни одиночества». В 2016-м году Ферранте вошла в число 100 самых влиятельных людей в мире по версии еженедельника Time[1].

Мировая слава пришла к Элене Ферранте с выходом романа «Моя гениальная подруга» - первой части тетралогии «Неаполитанский квартет» о жизни двух девочек из бедного неаполитанского квартала. Тетралогия о Лену Греко и Лиле Черулло была переведена на 45 языков, вышла в 50 странах. «Моя гениальная подруга» - первая книга цикла – была опубликована итальянским издательством Edizioni e/o Dal Mondo 19 октября 2011 года. Во всем мире было продано свыше 18 миллионов экземпляров. На русском языке «Моя гениальная подруга» вышла в 2017 году в издательстве «Синдбад»[2].

Родилась и выросла в Неаполе, получила высшее филологическое образование. Своим любимым писателем называет Эльзу Моранте[3]. Считается, что Элена Ферранте — творческий псевдоним, но автор не подтверждает и не опровергает эту теорию. Существует несколько гипотез относительно того, кто скрывается за именем Ферранте — некоторые предполагают, что это супруги Сандро Ферри и Сандра Оццола, возглавляющие итальянское издательство Edizioni e/o, в котором опубликованы все книги Ферранте. Другая версия состоит в том, что это известный итальянский писатель и сценарист; версия изложена в материале итальянского репортера, опубликованном одновременно в нескольких изданиях в 2016 году[4][5], который сделал такой вывод на основании налоговых деклараций издательства и Аниты Райя. Ни автор, ни издательство не ответили на эти публикации. ("Anita Raja a Tommaso Debenedetti: Yo soy Elena Ferrante" El Mundo, Madrid, 9-12-2016)

Вся официальная информация об Элене Ферранте содержится в книге «Фрагменты» (La Frantumaglia): туда вошли письма издателям, эссе и редкие интервью писательницы. Ферранте не раз объясняла, почему она выбрала анонимность: по мнению писательницы, сохранение инкогнито позволяет ей сосредоточиться исключительно на книгах – и позволяет читателям воспринимать их в отрыве от личности автора, которая так или иначе накладывает отпечаток.

Фильм по первому роману Ферранте L’amore molesto («Любовь в тягость») участвовал в конкурсе 48-го Каннского кинофестиваля. Роман был номинирован на престижные итальянские премии, в том числе «Стрега» и «Артемизия».

Следующий роман I giorni dell’abbandono («Дни одиночества») был среди финалистов премии «Виареджо», снятый по нему фильм демонстрировали на Международном Венецианском кинофестивале.