Манускрипт I.33


Манускрипт I.33, инвентарный номер; Tower of London manuscript I.33, Royal library Museum, British Museum No. 14 E iii, No. 20, D. vi. (также известен как «фехтбух из Тауэра»), — самый древний из фехтовальных фолиантов позднего Средневековья. Большинство экспертов датируют фолиант около 1300 года, или между 1270 и 1340 годами в зависимости от эксперта. Содержание фолианта состоит главнейшим образом из латинского текста и изображений на тему фехтования мечом и баклером. Авторство документа приписывается некому немецкому священнику имя которого упоминается в фолианте как «Lutegerus»[1], в немецкой форме «Liutger» (Лютгер). В письменных источниках впервые упоминается Генрихом фон Гунтерродтом в 1579 году.[2] Лингвистический анализ показывает что фолиант вероятнее всего создан в районе Вюрцбурга.

Фолиант состоит из 32 пергаментных листов, исписанных с обеих сторон и покрытых цветными тушевыми изображениями. Иллюстрации, в свою очередь, показывают двух бездоспешных воинов, которые демонстрируют фехтовальные техники в процессе обучения. Предполагается, что один из изображённых воинов, монах с монашеским постригом, и является воплощением автора фолианта. Его противник (scolaris, discipulus, iuvenis, clientulum), по-видимому, его ученик, обычно совершает нападения, а монах их отбивает или же падает жертвой нападения, что подчёркивает дидактический характер фолианта.

Значение иллюстрированных техник изначально оценивается по-разному. Многие специалисты видят в них чисто спортивное фехтование рыцарского класса для поддержания формы, не созданное для серьёзного боя. Практики, однако, обращают внимание на тот факт, что большинство техник в фолианте I.33 основываются на порезе и уколе и потенциально являются методами убийства — колющие атаки уже в 13 веке были официально запрещены в турнирах из-за их высокой летальности. В I.33 же укол играет чуть ли не главную роль; в тексте фолианта недвусмысленно говорится о «протыкании» противника.[3] Также отображённая система позволяет быстрые контр-атаки, что обозначает её как боевой метод, а не ритуализированый вид спорта.[4] В источниках 14-15го века очень часты изображения рыцарей и простых воинов, вооружённых баклерами — баклер был, в частности, самым распространённым видом щита позднего Средневековья, если судить по иконографическим источникам[5] — которые носят их на поле боя и «на гражданке», что позволяет сделать вывод: системы боя мечом и баклером были очень распространёнными и эффективными не только в бою.[6]

Фехтовальная система фолианта I.33 состоит главным образом из семи определённых Сustodiaе («стоек», эквивалентных японским Камаэ), шесть Оbsessiones («притеснений») и дюжины Invasiones («нападений»). Причём некоторые кустодии могут быть использованы как обсессии.

Также существуют несколько других стандартных кустодий, которые, однако, использовались не так часто: