Фигура-обманка


Фигура-обманка (в английском языке обычно во множественном числе — фигуры-обманки, англ. «dummy boards» — дословно «доски-манекены», англ. «chimney boards» — дословно «каминные экраны», фр. «devant de cheminée» — дословно «перед камином», а позже — англ. «painting cut out of a board», «картина, вырезанная из доски») — изображение-обманка (фр. «trompe-l’oeil») в форме человеческой фигуры или домашнего животного, нарисованное на тонкой деревянной панели, а затем вырезанное. Фигуры-обманки были популярны с XVII по XIX век, сначала в Европе, а затем — в Америке. Первоначально они использовались в качестве экранов для камина, позже их устанавливали в парадных залах особняков и парках. Такие фигуры представляют собой как изящно одетых взрослых людей или детей, так и прислугу[1].

Голландский художник и историк живописи Арнольд Хоубракен утверждал в 1719 году, что Корнелис Бисхоп[нидерл.] (1630—1674) был первым художником, который придумал нарисованные человеческие фигуры вы́резать из деревянной панели и разместить по углам или в конце вестибюля, чтобы создать иллюзию живого человека. Некоторые из таких фигур держали в руках подсвечник. Хоубракен также отмечает вклад другого голландского художника этого времени Самюэла ван Хоогстратена в этот жанр. О его работах Арнольд Хоубракен пишет: «Здесь яблоко, груша или лимон в тарелке, там тапочки или туфли, нарисованные на вырезанной панели и помещённые в угол комнаты или под стул. Существовали также изображения сушёной и солёной рыбы на гвозде над дверью, и они были настолько искусно нарисованы, что их можно было легко принять за настоящую сушёную рыбу»[2]. Большая российская энциклопедия утверждает, что другой голландский живописец Корнелис Норбертус Гисбрехтс ввёл в обиход так называемые «сhantourné» (плоские фигуры, вырезанные по контуру, которые устанавливали в комнатах для создания иллюзии объёмных статуй). Впоследствии, на рубеже XVII—XVIII веков, подобные обманки приобрели особую популярность во Франции (здесь над подобными картинами работали известные живописцы Жан-Батист Шарден и Жан-Батист Удри), а позднее и в России[3].

Голландские мастера пытались выдать написанное на холсте изображение за реально существующие предметы, создать иллюзию реальности путём детального воспроизведения объекта на светлом нейтральном фоне, передачи его вещественности и объёма[4].