Фикционализм (от лат. fictio — выдумка, вымысел) — направление в философии, утверждающее, что научные и философские идеи и понятия являются фикциями, произвольно создаваемыми для упорядочения наших ощущений и регулирования поступков. Согласно фикционализму утверждения, которые кажутся описаниями мира, не должны истолковываться как таковые, а вместо этого должны пониматься как случаи «притворства», попытки трактовать что-либо буквально как истинное («полезный вымысел»).
Двумя важными направлениями фикционализма являются модальный фикционализм , разработанный американским философом Гидеоном Розеном , в котором утверждается, что возможные миры , независимо от того, существуют они или нет, могут быть частью полезного дискурса, и математический фикционализм, отстаиваемый американским философом Хартри Филдом .[1]
Модальный фикционализм признан дальнейшим усовершенствованием основного фикционализма, поскольку он считает, что представления возможных миров в текстах являются полезными фикциями.[2] Концептуализация объясняет, что это описательное теоретизирование того, что на самом деле представляет собой такой текст, как Библия.[2] Это связано с лингвистическим эрзацизмом в том смысле, что оба являются представлениями о возможных мирах.[3]
С другой стороны, фикционализм в философии математики утверждает, что разговоры о числах и других математических объектах — не более чем удобный метод для занятий наукой. Согласно Филду, нет никаких оснований считать истинными части математики, которые включают ссылки или количественную оценку.[4] В этом дискурсе математическим объектам присваивается тот же метафизический статус, что и литературным персонажам, таким как Макбет.[4]
Также в метаэтике есть эквивалентная позиция, называемая моральным фикционализмом (поддерживаемая Ричардом Джойсом ). На многие современные версии фикционализма повлияли работы американского философа Кендалла Уолтона в области эстетики.