Философия в Крыму


Философия в Крыму — это философская мысль, отдельные философы и школы, возникшие и развившиеся на территории Крымского полуострова. Сложный процесс формирования духовной культуры на территории Крыма приводил к тому, что философы творившие в Крыму создавали свои произведения в рамках разнообразных традиций и религиозно-мировоззренческих систем. Формирование крымских философских школ не носит непрерывного характера, а состоит из отдельных довольно замкнутых периодов[1].

Появление философии в Крыму относят к концу IV — началу III вв. до н.э. Первоначально зарождение крымских школ античной философии относят к Боспорскому царству. Известными боспорскими философами на данный момент являются[2]:

Наиболее титулованным и известным философом является Сфер Боспорский - создатель оригинальных концепций в логике, риторике, этике и политике[4]. После Боспора примерно в III в. до н.э. появляются первые философы в Херсонесе Таврическом. Появление философии в этом городе связано с именем историка Сириска. В целом же считается, что философия в Херсонессе Таврическом была менее развита нежели на Боспоре. Основные интеллектуальные усилия херсонеситы уделяли истории[5], драматургии, юриспруденции[6], а философия оставалась вспомогательной дисциплиной.

Средневековая философия Крыма развивалась в двух направлениях: Христианская философия поздней Римской империи, а затем Византии и Исламская философия Крымского ханства. Обе традиции тесно переплетаются с богословием, что характерно для любой средневековой философии как Христианского Запада, так и мусульманского Востока.
Римские и Византийские философы-богословы.

В девятнадцатом веке в Крыму появляется и начинает работать плеяда светских философов. Создаются оригинальные философские концепции, которые оказали значительное влияние на развитие как российской, так и мировой философии.
В Крыму создает свое исследование «‎Россия и Европа»‎ Николай Яковлевич Данилевский. Произведение оказало значительное влияние на развитие историософии, философии истории и геополитики[9]. Во второй половине девятнадцатого века формирует в Крыму свое мировоззрение джадидизма Исмаил Гаспринский. Мыслитель работает в жанре публицистики, уделяя много внимания вопросам этики, геополитики, философии религии[10].

В начале ХХ века - один из пиков развития крымской философской мысли. В Крыму часто бывают с творческими поездками, работают и творят выдающиеся философы того времени: