Фильм-балет


Фильм-балет — особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической постановки, как она есть, фильм-балет является оригинальной кинорежиссёрской работой, осуществлённой павильонными или натурными съёмками с применением различных кинооператорских техник, приёмов монтажа и т. п., а также с возможным участием драматических актёров[1][2]. Более широкое понятие балета в кино, описываемое соответствующими статьями балетных энциклопедий[3][4], включает в себя также танцевальные фрагменты в художественных и музыкальных фильмах (таких, как «Девушка с обложки» с Ритой Хейворт или «Небесные ласточки» Леонида Квинихидзе), а также документальные и художественные фильмы о балете и его артистах, включающие собственно балетные номера.

В 1908 году кинооператор Александр Дранков, засняв выступления труппы И. А. Чистякова, выпустил в прокат фильм под названием «Пьеро и Пьеретта».

В 1913 году режиссёр московского отделения студии «Братья Пате» Кай Ганзен произвёл киносъёмку балетов Александра Горского «Коппелия» и «Вакханалия» (танцы из оперы «Самсон и Далила») с участием солистов Большого театра Екатерины Гельцер, Леонида Жукова и Владимира Рябцева. В том же году Яков Протазанов снимал «малолетнюю босоножку» Тину Валлен в музыкально-пластической драме «Как рыдала душа ребёнка», В следующем, 1914 году, он продолжил снимать современный танец: торговый дом «Тиман И Рейнгардт» выпустил его фильмы «Ёлка» (с участием той же Тины Валлен), «Танго» и «Танец вампира».

К жанру фильм-балет относятся: «Ромео и Джульетта» — фильм 1954 года по спектаклю Леонида Лавровского, «Анна Каренина», «Анюта», «Барышня и хулиган», «Галатея»[5], «Двенадцатая ночь», «Жиголо и Жиголетта»[6], «Принц и Нищий», «Последняя тарантелла», «Старое танго», фильмы-балеты Александра Белинского и многие другие.

«Анна Каренина» — фильм-балет 1974 года, поставленный по мотивам одноимённого романа Л. Н. Толстого. В основу фильма лёг балет Родиона Щедрина, премьера которого состоялась на сцене Большого театра 10 июня 1972 года. Либретто написал Борис Львов-Анохин, хореографию поставили Наталья Рыженко, Виктор Смирнов-Голованов и М. М. Плисецкая. Декорации и костюмы сделал Валерий Левенталь, а костюмы для Майи создал Пьер Карден.

Автором фильма-балета «Анна Каренина» стала Маргарита Пилихина, которая сама была очень хорошим кинооператором, но фильм «Анна Каренина» снимал признанный мастер Валентин Пиганов, впервые использовавший профессиональные объективы и фильтры для кинокамеры, в то время не было постпродакшина.[7].